Следующая новость
Предыдущая новость

Фонды, пропавшие предприятия и миллиарды из бюджета

Фонды, пропавшие предприятия и миллиарды из бюджета

На Ямале группа людей, облеченных властью, вкладывает бюджетные средства в привлекательные для себя активы.

Эти люди, которые встретятся вам в нашем расследовании, — команда губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина.Путь к губернаторскому креслу

Источники, знакомые с Дмитрием Николаевичем, утверждают, что Кобылкин сделал свою карьеру благодаря Анатолию Острягину. Они работали вместе при губернаторе Неелове. В настоящее время семья Острягина - одна из богатейших в регионе.

Его дети владеют одним из крупнейших стекольных заводов в УрФО и «Московской чайной фабрикой», семья Острягиных контролирует «Пуровскую инвестиционную компанию» и одного из крупнейших речных перевозчиков Ямала — «Пургеолфлот».

Фонды и инвестиционные компании

Создателем первых фондов на Ямале стал бывший губернатор округа Юрий Неелов. Именно при нем и его распоряжением был создан скандально известный «Фонд регионального развития». Через этот фонд пропал Салехардский рыбокомбинат.

С появлением в губернаторском кресле Дмитрия Кобылкина фондов стало больше, но их задача осталась прежней — переправлять деньги из окружного бюджета на всевозможные инвестиционные проекты. Речь идет о десятках миллиардов рублей.

Например, инвест-фонд «Ямал» получил за 6 лет 3,8 млрд рублей, «Центр развития инвестиционных проектов» — не менее 5 млрд, фонду «Сотрудничество Ямала» только в 2017 году планировалось выделить один миллиард рублей, фонд «Агентство инфраструктурного и промышленного развития ЯНАО» ежегодно получает по 90 млн рублей на экспертно-консультационную деятельность с 2016 года. Общая сумма субсидий фонду «Ямал», не подтвержденная отчетами о целевом использовании, составила 916,7 млн рублей.

Они получают средства, инвестируют в какие-то проекты, но эффективность этих инвестиций не контролируется.

Например, в отчетах Центра развития инвестиционных проектов (ЦРИП) публикуется информация о проекте по возрождению лесопереработки. Компания инвестировала в несколько предприятий - «Ямальский лесопромышленный комбинат (ЯЛПК)», «Толькинская лесоперерабатывающая компания (ТЛК)» и «Ямал-Транслес». Однако, по словам предпринимателей из Ямало-Ненецкого округа, которые занимаются строительством, они ни разу не использовали в работе продукцию ЯЛПК и даже не видели ее.

Что связывает все эти компании? Вернемся в 2002 год, когда будущий губернатор Кобылкин только ушел из «Пурнефтегазгеологии» и стал заместителем Острягина.

В 1980-е годы на территории ЯНАО был создан ведомственный леспромхоз «Красноселькупский». С 1994 по 1998 год леспромхоз находился в непосредственном подчинении ОАО «Пурнефтегазгеология», с 1999 по 2010 год предприятие называлось «Красноселькупский леспромхоз по обеспечению геологических предприятий и муниципальных образований». Акционерами леспромхоза, помимо самой «Пурнефтегазгеологии», стали еще девять физических лиц, в том числе Острягин и Кобылкин. В 2010 году это предприятие было обанкрочено. Тот самый «Ямальский лесопромышленный комбинат», который является сердцем всей системы деревопереработки и в который было вложено не менее 1,6 млрд рублей из средств фонда, который получал дотации от государства.

В 2012 году ЦРИП возглавил Василий Милых, который хорошо знаком с советником губернатора Ахмадом Тахтаровым, курировавшим этот проект. Тахтаров и Милых уже занимались деревообработкой, им обоим принадлежит «Тарко-Салинский деревообрабатывающий комбинат». Фактически назначение Милых в фонд и было началом проекта по созданию ЯЛПК — экономическое обоснование инвестиций в Ямальский лесоперерабатывающий комбинат готовила консалтинговая компания Милых.

Система не сдает своих

Предшественник Милых на посту главы фонда — Олег Скориков — уже становился фигурантом громкого скандала. В 2012 году следователи ГУ МВД РФ по УрФО собрали информацию о многомиллионных хищениях в инвестиционной компании.

Тогда дело о хищениях закончилось просто парой отставок.

Система не сдает своих, а Скориков свой. Он и Острягин — одни из соучредителей в «Федерации хоккея ЯНАО». Знаком Скориков и с заместителем губернатора ЯНАО Александром Мажаровым — в 2011 году он продал ему свою 120-метровую квартиру в Москве на улице Удальцова. На первый взгляд, нет ничего удивительного в том, что все люди, работающие во или около власти, знают друг друга. Но если приглядеться внимательнее, мы увидим, что эти связи гораздо крепче и глубже. Что все, уже упоминавшиеся здесь люди, имеют общие бизнес-интересы.

Чем еще может удивить эффективный менеджмент на Ямале

Тем, что ЦРИП является учредителем компании «ЛОГО», которая в свою очередь создала товарищество собственников жилья «ЖК Уютный». Учредителем ТСЖ, помимо ЦРИП, являются Полина Тахтарова — сестра или жена советника губернатора Ахмада Тахтарова.

Тем, что спустили на тормоза дело предпринимателя Александра Трофимчука, который обвинил руководителя еще одного губернаторского детища — «Фонда развития сельских территорий» - Артура Шахмурадяна в коррупции и работе с аффилированной компанией «Спецстройинвест».

Красивая жизнь губернатора Кобылкина

В распоряжении редакции есть сметная документация по ремонту в ближней и дальней резиденциях губернатора.

Ближняя — гостиничный комплекс «Ямальский». Согласно имеющимся документам, первое, что сделал Кобылкин, придя к власти, — затеял грандиозный ремонт. Так, стоимость строительных работ составила 95 млн рублей, а оборудование в коттедже стоило более 102 млн рублей. В частности, телевизор обошелся в один миллион рублей, а музыкальный центр в 377 тысяч, люстра в 300 тысяч.

Вторая резиденция – «дальняя дача» — база отдыха «Варчато». Общая стоимость недвижимости — 236 млн рублей. В комплекс входят: два гостевых дома площадью 793 и 1440 квадратных метров, плюс несколько домов, соединенных с баней крытыми переходами, отдельный дом для персонала, эллинг для гидросамолета. Для базы были закуплены три болотохода, три снегохода, столько же квадроциклов и несколько прогулочных судов, в интерьере зеркала ручной работы, в баре винные бокалы за пять тысяч рублей штука, а одной только одежды для постояльцев закупили на 9 млн рублей. На улице, согласно акту-приема передачи имущества, разместился банный чан и часовня из бревен. Причем чан дороже часовни в два раза: 5,3 млн и 2,6 млн соответственно.

Каждый перелет губернатора на вертолете из столицы округа Салехарда в «Варчато» оплачивает государственное учреждение «Гостинично-транспортный комплекс «Ямальский». Заказы на перевозку VIP-пассажиров получают две компании: АК «Ямал» и «Крылья Арктики». Компанией владеет Александр Ермаков, член Совета Федерации от ЯНАО и руководитель фонда «Стерх». Того самого фонда, который организовывал полет Владимира Путина со стерхами. Только за июль и август 2015 года на перелеты было потрачено более 1,2 млн рублей.

Не любят себя ограничивать и чиновники рангом ниже, в частности сотрудники представительства ЯНАО в Тюмени. Фонд «Сотрудничества Ямала» построил для них «административное» здание, которое больше похоже на жилую резиденцию на территории представительства региона. Стоимость строительства составила не менее 36,6 млн рублей.

Север любит смелых

Губернатор Кобылкин и его команда управляют округом уже семь лет. Управляют рискованно. За это время они прославились красивыми отчетами об успехах для федерального центра, масштабными проектами, которые по факту ведут крупные нефтегазовые компании, РЖД и Минэнерго (строительство СПГ-Ямал в Сабетте, строительство Северного широтного хода и дороги Бованенково-Сабетта, строительство ТЭС «Полярная»). При этом округ вылетел из рейтинга АСИ — 20 регионов с наиболее привлекательным инвестиционным климатом.

Возможно, губернатор Дмитрий Кобылкин оказался заложником своего окружения. Но в любом случае, такие результаты и такие действия отдельного губернатора должны вызвать вопросы у федерального центра. Вопросы, на которые главе региона придется отвечать.

По материалам сетевого издания «Первое антикоррупционное СМИ»

Последние новости