Следующая новость
Предыдущая новость

Федерико Пьеррачини: в Афганистане США пытаются сорвать «многополярную революцию»

26.02.2020 17:37
Федерико Пьеррачини: в Афганистане США пытаются сорвать «многополярную революцию»

Отношения между Вашингтоном и талибами в последнее время стремительно меняются. Переговоры между ними являются свидетельством того, что в Соединенных Штатах осознали важность Афганистана для формирования будущего многополярного миропорядка.

Спустя девятнадцать лет после террористической атаки в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и семнадцать лет после начала войны в Афганистане против талибов, Соединенные Штаты, похоже, готовы заключить сделку с давним врагом, чтобы оттеснить своих евразийских соперников.

В последние годы центральное правительство в Кабуле предоставило Москве и Пекину лидирующую роль в умиротворении страны путем дипломатических усилий по усаживанию всех противоборствующих сторон за общий стол переговоров. Успешный результат этих усилий позволил бы Афганистану воспользоваться преимуществами своего географического положения и извлечь немалые выгоды из китайско-российских инфраструктурных проектов.

Присутствие в Афганистане Китая с его экономической мощью и России, мировой военной державы, способно запустить «многополярную революцию» в этой измученной войной стране и за ее пределами, которая впоследствии распространится на соседей, таких как Индия, Пакистан и Иран.

Москва даже инициировала исторические переговоры с представителями «Талибана», которые завершились их визитом в Москву. Американские источники в то время высказывали сомнения в возможности успеха любого мирного плана. В то же время между США и Ираном были крайне напряженные отношения. Вашингтон ввел санкции против Ирана и оказал давление на своих союзников в регионе, таких как Индия, принудив их отказаться от импорта иранской нефти. По всей вероятности, Москва и Пекин увидели в этом возможность возобновить расширенные переговоры по Афганистану с участием большинства стран региона, но не Соединенных Штатов.

Вскоре после этого Вашингтон предпринял ответный шаг, призвав «на службу» движение Талибан, свой давний геополитический инструмент. В свое время эта группировка послужила удобным средством оправдания военного вторжения Вашингтона в Афганистан, а теперь она будет использована, чтобы не допустить исключения Соединенных Штатов из процесса мирного урегулирования.

Начиная с восьмидесятых годов, ЦРУ вооружало и поддерживало талибов, используя их как инструмент против СССР. Однако, двадцать лет спустя Америка отказалась от этой стратегии после террористических актов 11 сентября 2001 года, совершенных «Аль-Каидой». Согласно официальным утверждениям Государственного департамента, талибы оказывали этой исламистской группировке всевозможную помощь и поддержку.

Вступление «Талибана», под влиянием «братьев-мусульман», чья военная мощь сконцентрирована в Турции, а экономическая – в Катаре, в переговоры с Соединенными Штатами, означает предательский отказ движения от собственной изначальной решимости не допустить никакого иностранного присутствия в Афганистане. Впрочем, это не остановило его от неофициальных переговоров с Вашингтоном, которые идут в Катаре уже более года.

Главная цель Вашингтона – сохранить свое военное присутствие в Афганистане, чтобы закрепиться в этом стратегически важном в геополитическом отношении регионе. За ней стоит намерение любой ценой затормозить интеграцию и экономический рост Евразии, поскольку в Вашингтоне осознали, что Афганистан является центральной точкой, где сходятся планы, связанные с китайской инициативой «Один пояс, один путь» и продвигаемым Россией проектом экономического коридора «Север-Юг», призванным связать Москву и Нью-Дели. Кроме того, Афганистан является своего рода воротами и связующим звеном между Северной Африкой, Ближним Востоком, Персидским заливом и Южной Азией.

В свете сказанного, неудивительно, что Афганистан представляет собой объект яростного соперничества великих держав, в котором участвуют такие страны как Соединенные Штаты, Россия, Индия и Китай.

Соглашение Вашингтона с талибами, по всей вероятности, будет официально обосновано общепризнанной необходимостью бороться с террористической угрозой, исходящей от организации ДАИШ (ИГИЛ). Здесь необходимо на минуту остановиться, чтобы указать на то, что присутствие ДАИШ в Афганистане возникло совсем недавно, и это вызывает многочисленные вопросы. Прежде всего, неясно, как вообще они могли появиться там, и какую помощь получили от иностранных спецслужб, чтобы закрепиться в стране. Следует подчеркнуть, что в Ираке и Сирии боевики ДАИШ использовались иностранными державами, выступающими против центрального правительства в Дамаске, в качестве дубины, с помощью которой они хотели разрушить э ту страну.

Похоже, что тот же алгоритм действий будет применяться и в Афганистане, причем мнимая борьба между талибами и ДАИШ будет идеальным поводом для весьма странного альянса между США и талибами, а также оправданием перманентного американского присутствия в Афганистане.

Сохранение военного присутствия США приведет к дестабилизации обстановки не только в Афганистане, но и в соседних странах, таких как Пакистан и Индия, которые уже семнадцать лет страдают от последствий американской оккупации в регионе.

Несомненно, соглашение между Вашингтоном и талибами послужит дальнейшему укреплению роли США в героической борьбе против международного терроризма. Такую же роль играли и продолжают играть Саудовская Аравия, давний союзник США, в Йемене и Турция важный член НАТО, в Сирии.

Целью Китая России и Ирана является вытеснение Соединенных Штатов с Ближнего Востока и из Евразии, которое способствовало бы достижению мира, стабильности и процветания в регионе. Афганистан и Иран – две страны, играющие важнейшую роль в расширении инициативы «Один пояс, один путь» со всеми вытекающими последствиями для Западной Азии. Возможность изгнать американцев из сердца Евразии – это такой шанс, который Китай и Россия не могут позволить себе упустить.

Источник

Последние новости