Следующая новость
Предыдущая новость

Её жизнь – война и работа. История фронтовика из Советского района

07.05.2018 19:59
Её жизнь – война и работа. История фронтовика из Советского района

Сейчас Анна Ивановна Сафонова – маленькая, щупленькая, с постоянно склоненной из-за болезни позвоночника спиной… А тогда, в сорок первом, двадцатилетней девчонкой одним махом она закидывала на плечи и перетаскивала здоровенные мешки с зерном. По 80 килограмм за раз поднимала, не всем мужикам угнаться. Говорит – упорная была, если что задумает – сделает.

Это упорство, где-то даже упрямство, во взгляде сквозит и сейчас, на пороге 97-летия.

– Если что не по ней – молчать не станет, – смеется племянница Наталья, – ох и характер у бабули!
Живет Анна Ивановна в поселке Малиновском, в большом хорошем доме, который приобрели ей власти Советского района восемь лет назад в рамках программы обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны. А приехала она сюда к племяннице в 2008 году из родного села Дегтярево Юргинского района Тюменской области. В ее старую рубленую избушку, которой был век от роду, попала молния, стихией разметало часть сруба, а помощи ей, двадцать лет как схоронившей мужа, ждать в те годы было не от кого.
В общем, долго не думала. Выкопала с родового гектара картошку, собралась – и рванула на Север…
Говорит, жизнь пролетела одним махом. А помнит из жизни этой Анна Ивановна только войну и постоянную работу.
В 1921 году, в год ее рождения, родная деревня Дегтярево относилась еще к Омской области. Гражданская война не затронула ее огнем, но тот голод первых послереволюционных лет в памяти остался навсегда. В семье у Анны детей было шестеро, она – самая маленькая. Чудо, что еще два класса образования получить успела – работали дети тогда, едва успев перерасти высоту столешницы. Вот и она – с мала в колхозе. Пасла скот, на пашне работала, на уборке урожая, там и набрала силы немереной. Как будто знала, что судьба еще не те испытания приготовит.

Две судьбы
В 1937 году, в 16 лет Анна вышла замуж. Мужу Ивану было 23, он только отслужил в армии. Рыбак, охотник, он постоянно в лесу пропадал. И Анна с ним: Бог детей не давал, вот и коротала время. Стрелять научилась по-снайперски, в чаще ориентировалась здорово.
О войне Сафоновы говорили. Но не ждали её так сразу, не думали, что настолько трагически кончится их счастливая молодость.
Ивана призвали на фронт сразу после объявления мобилизации. Уехал он на запад одним из первых эшелонов того страшного июня. Анна же продолжала работать в колхозе, ведь теперь главным стал лозунг «Всё для фронта, всё для Победы». Вернулся и голод, тот, не раз испытанный в детстве двадцатых годов. Чтоб выжить, выкручивались, как могли.
– Голодали. А работу ведь никто не отменял, – рассказывает Анна Ивановна. – Так мы мешки с зерном ссыпаем, а сами за углы эти мешки прихватываем, чтоб в уголках зерна себе хоть немного осталось.
В 1943-м отправили Аню учиться на животновода. Но болела душа за воюющего мужа, сбежала она из тюменского училища на фронт. Оттуда же, откуда призывали Ивана, – из Юргинского военкомата. Решила – не суждено быть вместе, развела война, так будут хотя бы одними военными дорогами ходить.
Потрепанная, ставшая от времени тоньше папиросной бумаги красноармейская книжка Анны Ивановны, выданная в 1943 году, сродни фронтовым письмам. Держишь ее в руках и, кажется, ощущаешь гул стонущей от огня и взрывов земли. Приписали молодую женщину к 31-му зенитно-пулеметному полку, отправили под Киев, где она – зенитчица, пулеметчица, повар – приняла участие в своих первых боях за Родину. Кроме этого, рыли окопы, строили блиндажи, обстирывали батальон в тысячу человек. Женщины – они и на войне – женщины...
Зенитные батареи полка защищали, в основном, мосты и переправы – стратегические объекты, от которых во многом зависит судьба любой войсковой операции.
В первый такой бой они под Полтавой попали, когда взрывами авиабомб просто раскидывало на сотни метров зенитные орудия, днепровские мосты, людей, преодолевающих водную преграду.
После Днепра был Сталинград. Как сейчас пишут в учебниках истории, именно Сталинградская битва развернула ход войны на запад. По данным официальных источников, в ходе этой битвы погибло около 650 000 советских солдат. Аня осталась жива. Зенитчицы воевали под черным от фашистских самолетов небом Сталинграда, под артобстрелами, продолжавшимися порой по несколько суток, в условиях, когда выжить просто невозможно. Но где-то воевал её Иван. И ей нельзя было погибнуть.
В Сталинграде они задержались после разгрома фашистов. Несколько месяцев полк работал по восстановлению города, а затем, вслед за наступающими частями Советской армии, пошел дальше. Победу Анна Сафонова встретила под Кенигсбергом, а демобилизовали ее 23 июня 1945 года в Сталинграде, куда вновь вернулся ее полк.

Наперекор возрасту
Она спешила домой, узнать о судьбе Ивана. А судьба мужа была нелегкой, дважды он попадал в плен. Первый раз – зимой 1941 года, в 1942-м сбежал из лагеря и вновь воевал. Второй раз попал в плен уже в
45-м. Освободили наши, немного подержали в фильтрационном лагере и отпустили домой уже в 1946 году. Весь воинский путь Ивана Сафонова был чист и ясен, так что, наказаний за плен не последовало.
А после войны – опять работа. Иван – бухгалтером, Анна – колхозницей. Детей у них так и не было, сблизилась Анна Ивановна с любимой племянницей. Наталья Григорьевна рассказывает, что учила ее «бабуля» (хоть и тетушка, но называет она ее именно так) всему, что сама умела. Даже от медведя в лесу уходить. И такое случалось.
Иван умер в 1989 году. Анна так и тянула в одиночку огромное хозяйство – огород в несколько гектаров, скот, птица. Привычка работать не давала сидеть без дела. После развала Союза деревня Дегтярево потихоньку начала приходить в упадок, многие знакомые и друзья рванули на Север, туда же уехала и племянница, уговорила в конце концов на переезд и Анну Ивановну.
96 лет – серьезный возраст. Фронтовичка плохо видит, почти не слышит. Порой прибаливает весьма серьезно, но от больницы отказывается наотрез и живет самостоятельно, практически все по дому делает сама. Наталья Григорьевна бывает у нее каждый день, в основном, с готовкой помогает. Очень ждет Анна Ивановна лета. Огород – ее стихия. Все своими руками делает: и сажает, и поливает, и копает, колхозное прошлое – оно в крови.
Очень благодарит добрых людей, которые не устают помогать ветерану. «Юрочка приезжал, чай пили, разговаривали», – так говорит о депутате Тюменской областной Думы Юрии Холманском, который в прошлом году оказал финансовую помощь, чтобы перекрыть на доме Анны Ивановны крышу. Благодарит Льва Шевченко, общественника, члена Совета старейшин Советского района за постоянное внимание, Татьяну Мищенко – заместителя главы п. Малиновского по социальным вопросам за заботу и помощь.
…Она осталась последним фронтовиком из проживающих в Советском районе ветеранов Великой Отечественной войны. В последние годы от болезней и возраста незаметно ушли, казалось бы, еще вполне крепкие Николай Любченко, Алексей Королев, Александр Миков, а Анна Ивановна живет. И пусть живет еще долгие годы. Наперекор возрасту. Назло болезням. На радость поколениям, которым она подарила мир на земле.

Источник

Последние новости