В последнее время польско-белорусская граница стала очагом напряженности в сложных отношениях между Европейским Союзом и Россией. С октября несколько тысяч мигрантов проникли в Польшу из этой бывшей советской республики. Все это происходило на фоне ожесточенных стычек между польскими и белорусскими службами безопасности. Тем временем, другие мигранты проникли в Литву и Латвию. В начале ноября Россия направила свои бомбардировщики, способные нести ядерные вооружения, для выполнения полетов над Беларусью. Таким образом, на карту поставлено нечто большее, чем судьба последнего союзника России в Восточной Европе. Речь идет о долгосрочной неспособности Европейского Союза выстраивать отношения с Россией как с соперничающей геополитической силой.
Белорусский кризис как таковой начался в августе 2020 года с фальсифицированных президентских выборов, на которых Александр Лукашенко якобы победил с 80 процентами голосов. Евросоюз отреагировал введением персональных санкций. Затем санкции были ужесточены в мае нынешнего года, когда белорусские власти распорядились посадить в Минске иностранный гражданский самолет, чтобы арестовать оппозиционного журналиста и его подругу. В качестве ответной меры режим Лукашенко начал свозить потенциальных мигрантов из нескольких стран Ближнего Востока, в частности, из Ирака, к польской границе.
Используя мигрантов в качестве геополитического оружия против Европейского Союза, Лукашенко подражает турецкому лидеру Реджепу Тайипу Эрдогану, который в 2019 году пригрозил Брюсселю «открыть ворота и направить 3,6 миллиона беженцев в вашу сторону». Однако, поскольку режим в Минске пользуется поддержкой России, в этом случае потенциал для широкой геополитической конфронтации гораздо больше. Независимо от того, является ли Владимир Путин на самом деле «инициатором из Москвы», как утверждает польский премьер Тадеуш Моравецкий, все правительства Евросоюза понимают, что любое урегулирование проблемы беженцев зависит исключительно от российского президента.
С точки зрения «старых» членов ЕС, таких как Франция и Германия, Россия не должна была иметь столь значительного геополитического влияния в Европе после окончания холодной войны. Хотя расширение ЕС на восток, включая присоединение Финляндии в 1995 году, а затем Польши, Эстонии, Латвии и Литвы в 2004 году, дало ЕС несколько сухопутных границ с Россией, мало кто всерьез задумывался о возможных последствиях возрождения постсоветской России как мировой державы. Обеспечение безопасности новых независимых государств между Германией и Россией было возложено на НАТО, а не на Евросоюз. Это позволило последовательно сменявшим друг друга правительствам Германии поддерживать хорошие отношения с Россией в области энергетики и представлять эти отношения как экономический императив, свободный от какого-либо геополитического риска. С точки зрения Берлина, зависимость России от экспорта газа, значительно превышающая зависимость Европы от его импорта, должна была дать Германии рычаги давления на Москву.
Однако Путин уже давно относит энергетику к геополитическим проблемам. Он потратил двадцать лет на капитальное переоборудование и реконструкцию системы транспортировки газа из России в Европу, чтобы исключить Украину из числа стран-транзитеров. Именно это является главной целью строительства трубопровода «Северный поток», по которому природный газ доставляется непосредственно из России в Германию по дну Балтийского моря, а также «Турецкого потока», служащего для транспортировки российского газа в Южную Европу по дну Черного моря. Когда будет введена в эксплуатацию вторая очередь газопровода «Северный поток» – по мнению аналитиков, это произойдет в следующем году – его усилия по устранению Украины из цепочки поставок газа в ЕС будут практически завершены. Привязанный к долгосрочным газовым сетям, которые дают России большую свободу в отношении Украины, Евросоюз неспособен противостоять российской агрессии против стран Центральной и Восточной Европы.
Любая серьезная реакция Евросоюза на действия России зависит от Германии. Однако Германия была застигнута врасплох возрождением России как геополитического игрока. Когда Россия аннексировала Крым в марте 2014 года, Ангела Меркель воскликнула: «Кто бы мог подумать, что сейчас, через 25 лет после падения Берлинской стены… нечто подобное может произойти прямо в сердце Европы?»
Сейчас, накануне завершения своего долгого канцлерства, она обескуражила правительства стран ЕС, находящихся на передовой в миграционном кризисе с Беларусью, проведя два телефонных разговора с Лукашенко. Согласно сообщениям в СМИ, Меркель упрашивала его оказать гуманитарную помощь мигрантам, оказавшимся в ловушке на границе с Польшей, в то время как весь смысл европейских санкций против Минска изначально заключался в непризнании легитимности его президентства.
Читайте также
Последние новости