Ситуация с Украиной держит отношения между США, Европой и Россией в заложниках с момента присоединения Россией Крыма в 2014 году. Но теперь не существует того однополярного мира что был тогда. И то, как Европа решит разбираться со снижением значимости Соединенных Штатов, окажет значительное влияние в определении того, будет ли будущее Европы мирным и процветающим или обернется конфликтами и разрушениями.
Оказалось, что, пока американские политики продолжают рассматривать Россию как глобальную угрозу, Европа, по крайней мере, в части некоторых своих лидеров, движется в более здравом направлении.
«Мы, несомненно, живем на заключительном этапе западного господства в мире», заявил на встрече G7 президент Франции Макрон. «Мы с 18 века привыкли к такому порядку, который основан на этой гегемонии», добавил он, «Но ситуация изменилась и остается нестабильной из-за ошибок представителей Запада в некоторых кризисах».
«Отталкивать Россию от Европы — большая ошибка», сказал Макрон, добавив, что Европа должна переосмыслить свои отношения. «Со времени падения Берлинской стены мы установили отношения с Россией, основывавшиеся на недоверии. Россия — в Европе», добавил он, предупредив, что отталкивание России лишь толкнет ее в объятия Китая.
Факт того что Макрон сделал это заявление вскоре после саммита в Биаррице и после консультаций с президентом Трампом, указывает на скоординированную а не просто его личную позицию. Так что в этом свете его слова заслуживают более внимательного рассмотрения.
Макрон ведет тяжелую борьбу на двух фронтах сразу. С одной стороны, он должен добиться согласованности позиции с американской политической элитой, помешанной на идее глобального доминирования под началом Америки. С другой — решить трудную задачу убежденности европейских элит, что согласие с действиями России на Украине ведет к подрыву жизнеспособности Европы и реальностью того, что сохранение текущих отношений с Москвой лишь разрушит то видение европейского единства, которое эти элиты так рьяно отстаивают.
Реальность конфликтов в Европе, о которых предупреждал Макрон, вполне реальна. Эта реальность, возможно, лучше всего себя проявила в бестактных словах командующего ВВС США в Европе генерала Джеффа Харригана о той угрозе, которую для Европы представляет военное наращивание Москвой в российском балтийском анклаве Калининград. «Если нам нужно будет, скажем, вывести из строя калининградскую интегрированную систему противоракетной обороны, то можете не сомневаться что у нас есть планы по выполнению такой задачи», заявил Харриган представителям прессы. «Мы обучены это делать. Мы постоянно обдумываем эти планы, и если надо будет их реализовать, то мы готовы будем это сделать».
Реальность в том что слова генерала Харригана были основаны скорее на позерстве и бахвальстве, чем на объективной реальности. Если говорить по-простому, то США не выводили из строя интегрированные ПРО уже 20 лет (со времен подавления устаревших сербских ПВО в 1999 году) и совершенно не готовы воевать против практически равной по силе угрозы, которую представляет Россия. В отличие от боев с небольшим сопротивлением и почти гарантированным воздушным превосходством в Ираке, против Талибана, Аль-Каиды или ИГИЛ, воздушное пространство над и рядом с Калининградом будет активно обороняться, также русские и сами не будут сидеть сложа руки. У России есть возможности наносить ответные удары Америке и ее европейским союзникам, которые снизят возможности контроля и командования войсками, есть возможности нейтрализовать воздушные базы и изменить обстановку на местах при помощи тысяч русских танков и бронемашин, продвигающихся без существенного сопротивления наземных сил США и НАТО.
Сама проблема Калининграда является прямым следствием конфликта на Украине. Польша и прибалтийские страны использовали присоединение Крыма и связанное с этим вмешательство на Донбассе для создания впечатления о нависшей над всей Восточной Европой и НАТО в целом военной угрозы России, что не соответствовало действительности. Простой причинно-следственный анализ показывает что военное наращивание Россией в граничащих с НАТО районах является реактивным по натуре и оборонным по характеру.
Тот факт, что российская военная доктрина особо выделяет быстрый переход от обороны к глубоким контрнаступлениям, доказывает вину не России, а скорее тех, кто провоцировал такие действия. Это последствия выхода из договора о противоракетной обороне, развертывания новых оружейных систем, ориентированных на Россию и позволение НАТО расширяться на бывшие советские республики.
Украина — бомба с часовым механизмом. До тех пор, пока США и Европа будут придерживаться нереалистичных требований ухода России из Крыма и ее капитуляцией относительно политической переориентации Украины в сторону Запада, Москва будет считать необходимым сохранять статус-кво, что означает сохранение атмосферы милитаризации, создающей кризисы в Калининграде и других местах, которые по природе искусственны, но вполне могут стать реальными.
Текущее положение играет на руку только России. К концу года Северный поток 2 начнет работу, и свяжет газовыми поставками Россию с Германией и далее с другими европейскими экономиками. В дополнение к тому что Европа станет более зависимой от российского газа, Северный поток 2 сделает старые трубопроводы, проходящие через Украину, ненужными. Россия скорее всего прекратит транспортировку газа по этим трубопроводам, лишив Украину миллиардов долларов транзитных сборов, которые поддерживают ее экономику. Никакие объемы военной помощи не компенсируют потерю этого критически важного источника дохода. Вследствие этого Украина еще глубже погрязнет в экономическую разруху, что приведет к еще большему политическому хаосу.
Это та реальность, с которой Европа связала свое будущее. И это хотя бы признает Макрон. Оставленная на самотек, ситуация на Украине вызовет те самые конфликты на европейской земле, которые положат конец европейскому эксперименту послевоенной эпохи. С гегемонией Запада может быть и покончено, но Европе, будучи важнейшей опорой будущего многополярного мира совсем не обязательно гибнуть вместе с ней. Как Европа будет выбираться из украинского болота, пока что неизвестно. Но тот факт, что это путешествие она должна предпринять, и чем скорее тем лучше, не подвергается сомнению.
Читайте также
Последние новости