Совсем скоро нам не нужно будет писать заявление на получение нужных нам документов: свидетельства о рождении, СНИЛС, различных справок. Все это будет предоставляться автоматически и в цифровом (электронном) виде. А бумажные документы, как нам обещают, окончательно уйдут в историю.
Цифровое правительство
Все это станет результатом развития цифрового правительства и цифровой экономики. А регионы примут в этом процессе деятельное участие. Об этом и многом другом говорилось на круглом столе «Цифровое правительство. Роль регионов в развитии цифровой экономики», прошедшем в рамках Х Международного IT-форума с участием стран БРИКС и ШОС в Ханты-Мансийске. Вместе с экспертами, представителями региональных и муниципальных властей грядущим революционным переменам удивлялся и корреспондент «Новостей Югры».
Постоянный участник форума, руководитель дирекции региональных проектов АО «РТ «Лабс» Дмитрий Финк сделал небольшой экскурс в историю (не забывая сказать и о том, что нас ждет в будущем), чтобы наглядно показать, как у нас развивалось электронное правительство, шла эволюция госуслуг.
– В 2009 году Россия сделала большой скачок: был создан портал госуслуг, – начал свое выступление эксперт. – В стране начали реализовывать региональные порталы госуслуг. Услуги стали ближе к гражданам, и в рейтинге электронного правительства ООН Россия поднялась с 59-го места до 27-го. Далее состоялся запуск системы межведомственного взаимодействия и появились многофункциональные центры, которые находятся в шаговой доступности для людей.
Появление последних сильно облегчило жизнь нашим гражданам, которым уже не надо было обивать пороги ведомств для получения различных документов и справок. И люди это оценили. Надо сказать, что, когда все только начиналось, у жителей Камчатки, например, интернет был только тогда, когда над полуостровом пролетал спутник.
Сейчас уже запущено мобильное приложение госуслуг (оно входит в четверку лучших приложений госуслуг в мире). Услуги массово переводятся в электронный вид. В интернете насчитывается около 7 тысяч сайтов федеральных, региональных и муниципальных ведомств.
– Мы с оптимизмом смотрим в будущее, потому что в 2017 году появилась новая стратегия развития информационного общества до 2030 года и приняты нормативно-правовые акты по развитию цифровой экономики, – подчеркнул эксперт. – Сейчас гражданам (несмотря на большое количество порталов органов власти) предоставлено единое окно доступа к федеральным, региональным и муниципальным услугам на площадке госуслуг. Более половины регионов (50 субъектов Российской Федерации) сейчас используют единую инфраструктуру электронного правительства.
Паспорт будет не нужен
Теперь, уважаемый читатель, мы посмотрим, какое нас ждет будущее. Причем общие контуры и конкретные цели, которых стремятся достичь в нашей стране, уже видны.
В начале своей речи Дмитрий Финк отметил, что IT-форум в Ханты-Мансийске – очень хорошая и авторитетная площадка для обмена опытом, обсуждения проблем цифровизации нашей жизни. Эксперт сказал, что в прошлом году коллеги-индийцы познакомили его с наработкой нескольких городов этой страны, где полностью провели биометрию всех жителей. И теперь, чтобы купить что-нибудь нужное, индийцам из этих муниципальных образований не нужно носить с собой карточку. Достаточно оставить на кассе или в банкомате свой отпечаток пальца. И все. Что-то подобное ждет и жителей нашей страны.
Мы не станем говорить обо всех революционных изменениях в нашей будущей жизни, но постараемся упомянуть о главных (на наш взгляд, разумеется).
Итак, как рассказал эксперт, 1 июля 2018 года будет дан старт единой биометрической системе. Она подразумевает идентификацию личности без паспорта на основе биометрических данных. И это один из ключевых этапов перехода к ключевым услугам. Для получения кредита и госуслуг паспорт скоро станет не нужен. Наверное, работники банка будут только в случае многомиллионных кредитов просить о нашем физическом присутствии.
В 2019 году сайт госуслуг, как ныне МФЦ, будет оказывать комплексные услуги. Это, например, свидетельство о рождении ребенка, получение СНИЛС, регистрация по месту жительства. А только что вышедшие замуж дамы могут спокойно взять фамилию супруга. Нынешний ад по изменению всех документов им больше не будет грозить!
А к 2021 году, если мы будем двигаться теми темпами, как сейчас, госуслуги полностью превратятся в цифровые и мы плавно вольемся в цифровое правительство. Фантастика, скажете вы? По словам российских и зарубежных экспертов, отнюдь! Но для этого, по мнению директора департамента информационных технологий и цифрового развития Югры Павла Ципорина, которое он высказал в разговоре с корреспондентом «Новостей Югры», нужно очень хорошо поработать. Роль же региона в построении цифрового правительства достаточно серьезная. Поскольку это федеральный тренд, а власти автономного округа реализуют его совместно с муниципалитетами.
Задачи масштабные, но выполнимые
– Перед нами стоит очень большая задача в сфере развития цифровой экономики – цифровизация всех сфер деятельности, – рассказывает Павел Ципорин. – Без этого невозможно двигаться дальше. Вы видите, что сегодня у нас большое количество гаджетов, информационных систем, персональных данных, которые находятся в сети Интернет, и их число с каждым годом растет. При этом появляются все новые и новые угрозы информационной безопасности.
– Как говорили эксперты, поставлена цель – в следующем десятилетии отказаться от всяческих транзакций. Это возможно? И еще: какую пользу получит гражданин от внедрения этой новации?
– Мы для этого и работаем, чтобы новейшие технологии внедрялись и приносили пользу югорчанам. Как мы это видим в будущем? Нашим землякам (и всем россиянам, естественно) не надо будет писать заявление о получении каких-то услуг. Например, если человек родился, то он автоматически будет получать необходимые средства, субсидии, все то, что ему положено по закону. Другими словами, не ты просишь у государства, а оно тебе все это дает в проактивном режиме.
Кроме того, по мнению Павла Ципорина, все информационные системы со временем будут интегрированы в единую информсистему. Это сократит в разы время получения услуг. Кроме того, это придаст прозрачный характер государственной власти, люди будут видеть, что делают чиновники, куда движется страна. Это упростит и принятие управленческих решений.
За последние несколько лет в Югре, по словам директора департамента, произошел настоящий прорыв в использовании населением сервисов электронного правительства.
– Еще несколько лет назад мы активно пропагандировали сайт «Госуслуги», говорили людям, что, например, штрафы ГИБДД платить проще на портале или следить за успеваемостью детей через электронный дневник. Ныне такой агитации не требуется, – рассказывает Павел Ципорин. – Если за весь прошлый год югорчанам было предоставлено свыше миллиона госуслуг, то за текущий период этого года – уже почти пять миллионов! Люди понимают всю пользу электронного правительства, принимают его как данность. А мы и дальше будем развивать цифровое правительство и цифровую экономику.
Константин Носков министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
- Существуют регионы-лидеры, которые активно развивают систему. И нецелесообразно «ломать» их и устанавливать жесткие федеральные системы. При этом возрастает риск, что такая система со временем устареет и будет некачественной. Отмечу, что ответственностью Федерации, безусловно, остаются каналы связи. Мы должны совместно с регионами довести инфраструктуру до «последней мили», последней точки. И мы должны выработать единые требования в том числе и к информационным системам. Если регионы разработали свои системы – хорошо. Только пусть они соответствуют нашим требованиям.
Читайте также
Последние новости