В среду на этой неделе Реджеп Тайип Эрдоган столкнулся с изоляцией сразу на двух фронтах, когда европейские и российские дипломаты попытались обуздать авантюризм турецкого президента в Восточном Средиземноморье и на Кавказе.
Официальные лица Европейского Союза признали, что их стратегия умиротворения и разрядки напряженности в отношениях с Эрдоганом провалилась, и это стало очевидным всего через две недели, после ее начала. Несмотря на соглашение, достигнутое рано утром 2 октября на саммите ЕС, суть которого заключалась в необходимости убедить Эрдогана прекратить разведку запасов природного газа в территориальных водах Греции и Кипра, Турция лишь передислоцировала свое гидрографическое судно, сопровождаемое вооруженным эскортом.
Три европейских дипломата заявили, что у них создалось впечатление, будто Анкара забавляется с Брюсселем. Лидеры ЕС не смогли прийти к единому решению в отношении газового спора, и вместо этого предложили подход «кнута и пряника» – комбинацию потенциальных выгод и карательных санкций – который, по мнению дипломатов, потерпел неудачу.
«Лидеры Евросоюза решили отсрочить принятие дальнейших мер и заявили, что они вернутся к этому вопросу в декабре. И теперь проблема возвращается с удвоенной силой», – сказал один из дипломатов.
Греция и Кипр сразу заявили, что вновь поднимут вопрос о поведении Турции на ближайшей встрече лидеров ЕС. Они утверждают, что недавняя эскалация продемонстрировала необходимость более срочных и решительных действий, включая санкции. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас даже отменил свою поездку в Анкару в знак протеста против развертывания турецкого исследовательского судна Oruc Reis.
Тем временем Россия в среду также понизила статус своих отношений с Турцией на фоне растущей обеспокоенности Москвы по поводу роли Анкары в возобновившемся вооруженном противостоянии в Нагорном Карабахе. «Россия никогда не рассматривала Турцию как своего стратегического союзника, а лишь как партнера», – заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он также предупредил о том, что участие Турции в этом конфликте должно быть прозрачным и очевидным для всего мира.
«Мы не можем согласиться с позицией, озвученной представителями Турции, которая также была выражена президентом Азербайджана, – сказал Лавров. – Мы категорически не согласны с тем, что …военное решение конфликта является возможным и приемлемым».
После этого директор Центра региональных исследований Ричард Киракосян, заявил, что Москва остро отреагировала на демонстрацию силы, которую устроила Турция на Южном Кавказе. Этот регион Россия считает частью своей традиционной сферы влияния. «Заявление Лаврова… является прямым сигналом и предупреждением для Турции. Речь идет о решительном требовании, чтобы Анкара отказалась от вмешательства в дела региона и от попыток бросить вызов российским интересам на Кавказе, – сказал он. – Наряду с решением Азербайджана обмануть Москву, отказавшись от выполнения соглашения о прекращении огня, готовность Турции бросить вызов Кремлю создает реальную угрозу для региональной безопасности».
Читайте также
Последние новости