Следующая новость
Предыдущая новость

Эксперты RAND corporation: Россия попала в Сирии в ловушку

Эксперты RAND corporation: Россия попала в Сирии в ловушку

Вывод российских войск из Сирии, о котором столько раз заявлял президент Владимир Путин, значительно менее масштабный, как могло бы показаться. При этом ставки на самом деле высоки, поскольку лидеры в Москве придают интервенции в Сирии решающее значение для возвращения своей стране утраченного статуса мировой державы. Москва столкнулась с дилеммой, но выход есть, если только она сумеет оценить мудрость такого решения.

Дилемма заключается в том, что трудно точно взвесить и сравнить издержки вывода войск из Сирии и сохранения масштабного военного присутствия. Если бы Москва умыла руки, а режим Асада рухнул, многие сочли бы Россию игроком, не способным довести до конца серьезное дело. Если российские войска останутся в Сирии, что наиболее вероятно, они могут столкнуться с растущим возмущением среди сирийского населения в связи с тем, что Россия помогла разрушить страну, а теперь не может оказать достаточно масштабную помощь в ее восстановлении.

У Москвы есть одно узкое окно для достижения прочного успеха в Сирии, но для этого ей необходима поддержка международного сообщества.

Недавнее заявление Путина о выводе войск, как и аналогичное обещание, сделанное им в прошлом году, скорее всего, имеет целью развеять опасения в самой России по поводу возможных дальнейших потерь в сирийской войне. Кроме того, Путину необходимо вызвать у российского народа ощущение гордости за то, что «миссия выполнена», перед президентскими выборами, которые состоятся в марте будущего года. Однако, может ли Россия достичь реальной внешнеполитической победы в Сирии?

Как минимум с момента победы над Наполеоном два столетия назад, Россия постоянно стремилась всеми силами сохранить статус великой державы. При Путине эта решимость достигла масштабов, близких к одержимости. Это означает больше, чем просто запугивание стран ближнего зарубежья, как это сделала Россия, начав войну против Грузии в 2008 году и Украины в 2014 году.

Мировые державы имеют волю и средства для того, чтобы влиять на события на значительном расстоянии, причем в требуемом масштабе. Большинство держав, таких как Франция или Китай, осуществляют подобное влияние во многих областях: экономике, культуре, идеологии, политике и сфере безопасности. Но, как гласит старое российское изречение, единственными надежными союзниками Москвы являются ее армия и флот.

Россия является мировой державой в сфере безопасности. За счет своей масштабной программы военной модернизации, она стремится противостоять продолжающейся экспансии НАТО во главе с США. Эта военно-политическая стратегия получила свое развитие на тактическом уровне в Сирии. Москва не только пытается оказывать влияние на режим президента Башара аль-Асада, но и в немалой степени заинтересована в крупной авиабазе в Латакии и военно-морской базе в Тартусе. Они позволяют России создавать новые проблемы для НАТО и израильских властей в восточном Средиземноморье. Однако, преследуя эти цели, Россия сталкивается с несколькими существенными препятствиями.

Во-первых, чтобы укрепить перспективы политической стабильности в Сирии, Москва хочет заставить Асада подпустить к государственному управлению более широкий спектр политических сил, а возможно, даже согласиться на разделение полномочий. Мощная военная кампания в поддержку Асада спасла его режим от неминуемого краха в 2015 году, что лишь подчеркнуло его хрупкость. Хотя России временами приходилось огорчать Асада, она никогда его не предавала и не покидала его. В свою очередь, без союзнических отношений с Сирией, Россия не могла бы сегодня играть роль великой державы на Ближнем Востоке.

Вторая угроза состоит в том, что если Москва не убедит международное сообщество помочь Сирии, опустошенная войной страна может деградировать настолько, что превратится в государство-банкрот, неспособное управлять своей территорией и оказаться благодатной почвой для всевозможных повстанцев и террористов, включая остатки группировки ДАИШ.

Чтобы устранить эти препятствия на пути к «успеху», Москва прилагает дипломатические усилия. Она организовала переговоры об урегулировании сирийского конфликта с региональными тяжеловесами, Ираном и Турцией. Это полезно, но тот факт, что из переговорного процесса в Астане исключены другие глобальные державы, которые участвовали в многолетних переговорах в Женеве под эгидой ООН, порождает сомнения, что столь ограниченный формат способен достичь значительных результатов.

Подчеркивая важность своего «дипломатического марафона» по сирийскому урегулированию, Кремль сигнализирует о том, что он нуждается в помощи, как в укреплении политической легитимности Астанинского переговорного процесса, так и в послевоенном восстановлении страны. Москва надеется, что мирный процесс также ослабит растущее влияние Ирана в Сирии, что удовлетворяет совпадающим интересам России и Америки.

Международные организации по оказанию помощи в настоящее время нуждаются в 4,4 миллиардах долларов, чтобы помочь сирийским беженцам за рубежом, а также населенным пунктам, где они проживают в таких странах как Ливан, Иордания и Турция. Но помощь измученным и голодным людям на территории Сирии скудна, поскольку многие потенциальные доноры не испытывают уверенности, что иранские и прочие силы сумеют обеспечить безопасность доставки грузов гуманитарной помощи. Более того, еще свежи воспоминания о жестокостях, которые совершались этими боевиками, иногда в тандеме с российскими силами. Когда сирийские и российские самолеты нанесли удар по больницам в восточном Алеппо во время осады города в прошлом году, мир был просто потрясен. Эта акция была за пределами допустимого, даже для режима Асада.

В недавнем докладе RAND говорится о том, что в безопасных районах Сирии может быть начат процесс постепенного восстановления, по принципу «снизу вверх», один населенный пункт за другим. Затем, в случае эффективного управления, там, возможно, окрепнет экономическая активность, и часть беженцев сможет вернуться. Но в более опасных регионах страны возможностей намного меньше.

В октябре 2015 года американский президент Барак Обама предупредил, что российская кампания по нанесению ударов с воздуха по сирийским повстанцам, приведет к тому, что Москва увязнет в «трясине». Если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, он не ошибался.

В одиночку Россия не может ни гарантировать будущую безопасность Сирии, ни мобилизовать достаточные ресурсы, чтобы страна могла восстановиться и заново отстроить все разрушенное войной. Только объединив усилия с международным сообществом в ослаблении влияния Ирана и демократизации госуправления в Сирии, а также в стимулировании экономического роста, Россия может надеяться на достижение прочного успеха в Сирии.

Источник

Последние новости