В настоящее время Россия и Китай сотрудничают в космосе ради получения материальной выгоды, достижения широких стратегических внешнеполитических целей и потенциальных военных преимуществ. Однако, их космическое сотрудничество, как и военное, сдерживает известный уровень взаимного недоверия, необходимость защищать технологии, связанные с обороноспособностью а также диспаритет экономической мощи и различия в приоритетах.
Тем не менее, обе страны едины в своих попытках противостоять растущему военному потенциалу Соединенных Штатов в околоземном пространстве. Как Москва, так и Пекин особенно встревожены космическими активами Америки, которые усиливают ее противоракетную оборону. Эта предполагаемая угроза может привести к расширению сотрудничества в области противоспутниковых военных систем. Американским специалистам в области военного планирования не следует преувеличивать угрозу этого российско-китайского сотрудничества, но все же они должны принимать во внимание те конкретные направления, где совместные усилия двух стратегических противников могут привести к появлению новых потенциальных угроз.
Россия всегда высоко ценила сотрудничество в области космических исследований отчасти из-за того, что оно помогало компенсировать финансовые и иные трудности, и сотрудничество с Китаем не является исключением. Например, российская космическая программа серьезно пострадала от экономического спада, последовавшего за практически одновременным обвалом цен на нефть в 2014 году и введением западных санкций в наказание за вмешательство в украинский конфликт. Кроме того, проблемы с контролем качества привели к целому ряду неудачных запусков космических аппаратов в период с 2010 по 2017 год. В то время как многие проблемы, с которыми сталкивается Россия в космосе, могут быть решены только путем изменения внутренней ситуации, Москва может извлечь определенную выгоду из сотрудничества с Пекином за счет совместного финансирования программ.
Россия и Китай возобновили свою приверженность идее сотрудничества в космосе в августе 2017 года во время заседания Подкомиссии по сотрудничеству в области космоса Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств, когда было подписано соглашение на 2018-2022 годы. На последнем заседании этой подкомиссии в 2019 году была подтверждена обоюдная поддержка двусторонних инициатив по исследованию Луны и открытого космоса, дистанционному зондированию, разработке ракетных двигателей и ракет-носителей, а также развитию низкоорбитальных систем спутниковой связи.
Упомянутые космические инициативы могут принести непосредственную пользу оборонному потенциалу обеих стран, причем как на земле, так и на околоземной орбите. Сотрудничество с Китаем в области совершенствования микроэлектроники может оказать непосредственное влияние на российские военные технологии.
Например, недавно обнародованная инициатива по созданию многокомпонентного интерферометра, используемого, помимо прочего, для сбора данных об астрофизических феноменах, таких как гравитационные волны, может привести к вторичным и третичным технологическим прорывам, которые окажут влияние на военный потенциал. Однако, любые потенциальные военные преимущества в значительной степени ограничиваются осторожностью, которую проявляют обе стороны при обмене оборонными технологиями, а также, в случае России — обеспокоенностью по поводу хищения интеллектуальной собственности со стороны китайских партнеров.
Ярким примером потенциальной материальной выгоды от российско-китайского сотрудничества в космосе является передача Китаю российских ракетных технологий в обмен на китайские достижения в сфере микроэлектроники. Российская Федерация оказалась в сложном положении после введения многочисленных западных санкций в отношении российских технологий двойного назначения, что вынудило ее искать альтернативные источники высокотехнологичных комплектующих, пригодных для использования в космосе по таким параметрам как масса и уровень экранирования от электромагнитных излучений.
Китай прилагал огромные усилия для разработки своей собственной ракеты большой грузоподъемности, но без особого успеха, о чем свидетельствует совсем недавний неудачный запуск 16 марта первой ракеты-носителя нового поколения Long March 7A (Y1) со спутником Xinjishu Yanzheng-6 на борту. Учитывая сложность, изначально присущую разработке этих систем, а также возможные последствия санкций, связанных с Положениями о международной торговле оружием США, Пекин сигнализировал о своей готовности активизировать обмен технологиями с Россией для приобретения российских ракетных технологий.
Хотя, согласно заявлениям российских чиновников в космической сфере, Кремль проявил интерес к китайским предложениям, сделка пока так и не состоялась. Отчасти это объясняется давними опасениями Москвы по поводу реинжиниринга российской военной техники и тех последствий, которые он может иметь для военного баланса между двумя странами.
Еще одним сдерживающим фактором являются собственные достижения Китая в области проектирования ракет высокой грузоподъемности. Несмотря на недавний провал с запуском ракеты, нет особых причин сомневаться, что раньше или позже Китай добьется успеха со своей ракетой Long March 7A, и это устранит один из ключевых факторов мотивации взаимодействия по принципу «ракеты в обмен на микроэлектронику».
Наряду с материальными выгодами, которые Россия и Китай могут извлечь из космического сотрудничества, важнейшим драйвером их космических программ, как и военного сотрудничества в целом, является продвижение внешнеполитических целей обеих стран, которые соответствуют их статусу великих держав.
Для России лидерство в космосе неразрывно связано с восприятием собственного статуса великой державы, которое восходит к эпохе Советского Союза. Кремль рассматривает нынешнюю международную систему как враждебную самой идее сильной России. Поскольку особое положение России среди космических держав дает ей место за этим столом, она будет постоянно использовать свое положение для противодействия, как полагают в Кремле, проявлениям чрезмерной самонадеянности и высокомерия со стороны Соединенных Штатов.
Кроме того, космос играет определенную роль в растущих стратегических связях между Россией и Китаем. Это бурно развивающееся взаимодействие, возможно, обусловлено обоюдным недовольством политикой Вашингтона, а также весьма ограниченными возможностями сотрудничать с Соединенными Штатами в космосе. Будучи двумя из трех наиболее развитых космических держав, Россия и Китай оказываются вынуждены вести пересекающуюся политику в космосе, направленную на соперничество с Соединенными Штатами. В международной системе, которая воспринимается Москвой и Пекином как одна антагонистическая держава – США – конкуренция в космосе двух конкурирующих держав стала взаимовыгодной, поскольку она способствует укреплению нарратива об альтернативе американскому доминированию.
Российское и китайское правительства инициировали ряд совместных проектов в области космических исследований, начиная от дистанционного зондирования поверхности Земли и заканчивая освоением ресурсов космоса. Тем не менее, пока между ними не сложилось прямое сотрудничество в военно-космической сфере, хотя такие инициативы как совместное использование достижений в сфере ракетных технологий и микроэлектроники, безусловно, может принести пользу военному потенциалу обеих стран.
Ограничения российско-китайского сотрудничества в космосе объясняются такими факторами как изначальное взаимное недоверие и скептицизм по поводу окончательной траектории развития двусторонних отношений, а также другими проблемами, среди которых прежде всего следует назвать обеспокоенность по поводу присвоения интеллектуальной собственности.
Если Россия пойдет на расширение сотрудничества с Китаем, в том числе на обмен ракетными и другими технологиями, может произойти так, что китайский космический потенциал в конечном итоге затмит российский, и это будет способствовать нежелательному росту военного потенциала Пекина. В то же время, если Россия будет по-прежнему вести себя сдержанно, она может увидеть, как Китай продвигается вперед, сама при этом оставаясь без каких-либо выгод от расширения сотрудничества. Впрочем, независимо от того, какое из направлений выберет Москва, китайско-российское сотрудничество в космосе должно оставаться предметом пристального внимания для разработчиков оборонных планов в Соединенных Штатах.
Читайте также
Последние новости