В своем интервью старший научный сотрудник по военным технологиям и международной безопасности швейцарского Федерального технологического института Мауро Джилли, рассуждает о рисках, связанных с потенциальной продажей F-35 странам, использующим высокотехнологичные системы вооружения российского производства, такие как S -400.
Если не использовать сложную терминологию, как в принципе работают радар и стелс-технология?
Обнаружение заключается в выявлении различий между объектом и фоном. Задача стелс-технологии прямо противоположна – замаскировать объект. Для простоты можно провести аналогию между обнаружением объекта РЛС и визуальным обнаружением. Если я смотрю в небо, пытаясь увидеть самолет, я могу ничего не заметить, потому что небо огромно, а интересующий меня объект крайне мал, особенно если находится на большой дистанции. Соответственно, задача его отделения от фона становится очень сложной, особенно если учесть наличие облаков, солнечного света, птиц, дыма и прочих факторов помех. Однако, мои шансы на достижение этой цели резко повышаются, во-первых, если я сужаю сектор, который необходимо обследовать, во-вторых, если мне удается подавить фоновые помехи, а особенно если я знаю точно, что ищу, и могу выделить этот объект на фоне.
Можете ли вы объяснить два последних пункта более подробно?
На голубом фоне, таком как небо, объект голубого цвета не выделяется, и поэтому его трудно обнаружить. Но если нам удастся превратить голубой фон в белый, тогда голубой объект будет выделяться намного сильнее, и это повысит вероятность того, что он будет обнаружен. Аналогичным образом, если мы сумеем изменить цвет объекта, сделав его черным, он будет лучше выделяться, как на голубом, так и на белом фоне, что также повышает шансы на обнаружение. Именно это, по сути, пытаются сделать радиолокационные системы.
Радары большой дальности помогают определить, в каком секторе неба может находиться приближающийся самолет. Затем РЛС ближнего радиуса действия фокусируются на этом квадрате, пытаясь подавить фоновые помехи и одновременно подсветить самолет противника. Стелс-технологии пытаются достичь прямо противоположного, а именно, спрятать самолет на фоне неба. Это достигается путем отклонения поступающих радиоволн вместо их отражения, посредством сглаживания формы фюзеляжа, экранирования канала и сопла двигателя и т.д, а также путем поглощения радиоволн за счет применения специального покрытия, называемого радиопоглощающим материалом.
Как все это связано с продажами самолета F-35 в такие страны как Турция или, возможно, хотя и менее вероятно, Индия?
Если использовать ту же аналогию, обладая одновременно как F-35, так и S-400, Турция или Индия могли бы вычислить, как изменить цвет F-35 с голубого на черный, и частично, как изменить цвет фона с голубого на белый. Точнее говоря, стелс-технология призвана снизить видимость для радаров, работающих на определенных частотах и под определенными углами. Модулируя частоты и углы работы нескольких систем С-400, можно выявить слабые места F-35, и, что еще более опасно, вычислить его уникальное «радиоэхо». Если внедрить такие данные в программное обеспечение для обработки сигналов, шансы обнаружения заметно возрастают. В результате одна страна получит возможность более точно отличать самолет-невидимку от ложных целей. Другими словами, если вы знаете, что ищете, вам, разумеется, гораздо легче будет это найти.
То есть, вы имеете в виду, что опасения по поводу продажи F-35 Индии или Турции оправданы?
В общем, да. Мы вступили в новую эпоху, эпоху соперничества великих держав, когда в мире формируются два конкурирующих блока: США и их союзники с одной стороны, и Россия, Китай и их союзники, с другой. Радиолокационная система комплекса С-400, которую намерены приобрести Индия и Турция, производится в России и используется как Россией, так и Китаем. Другими словами, Индия и Турция приобретают ту самую РЛС, которую F-35 должен преодолеть.
Таким образом, появление С-400 в этих странах может помочь России и Китаю?
В сущности, этим и обусловлена обеспокоенность правительства Соединенных Штатов. Очевидно, что в конфликте играют важную роль многие факторы: радиоэлектронная борьба, постановка ложных целей, контрразведка и планирование операций. Но, учитывая, что использование самолетов-невидимок создает элемент неожиданности, правительство США вполне объяснимо не хочет рисковать потерей такого важного преимущества. Этот фактор имеет большое значение и для неядерного сдерживания: информация о том, что новейшие истребители F-35 могут быть обнаружены быстрее или на больших дистанциях, значительно ослабила бы США по отношению к России и Китаю с психологической точки зрения.
Что известно о возможностях С-400? И как формируется система современной противовоздушной обороны, чтобы снизить до минимума риск успешных операций самолетов-невидимок?
С-400 — одна из самых совершенных систем противовоздушной обороны в мире. Частично она является результатом огромных инвестиций в радиолокационные технологии, сделанных Советским на последнем этапе холодной войны. Тем не менее, в поединке с американским самолетом-невидимкой, его выдающихся характеристик все же может оказаться недостаточно.
Пару лет назад журнал Aviation Week & Space Technology исследовал данные, имеющиеся в открытых источниках, и выяснил, что С-400 предположительно способен обнаружить приближающийся F-22 на расстоянии всего 21 километр, а F-35 – на расстоянии 34 километра. Проблема заключается в том, что оба самолета несут на борту ракеты класса «воздух-земля» гораздо большей дальности, около 64 километров. В недавно опубликованном докладе шведского агентства оборонных исследований некоторые возможности комплекса С-400 поставлены под сомнение. Прежде всего, это относится к радиусу поражения его ракет.
Переходя к работе интегрированных радиолокационных систем ПВО, поисковые радары (то есть РЛС дальнего действия, с низкой точностью) ориентируют радары управления огнем (ближнего действия, с более высокой точностью) на конкретный квадрат, где предполагается появление воздушного объекта противника. Радары управления огнем должны иметь достаточно времени, чтобы отследить и навести ракеты на приближающийся самолет. Вот почему дальность обнаружения исключительно важна. Если радар управления огнем обнаружит его слишком поздно, у него может просто не хватить времени, чтобы отследить цель и открыть огонь.
Читайте также
Последние новости