В прошлом я уже проводил сравнения основ экономик Бразилии, России и Китая и их фондовых рынков. Вывод был такой: российские акции оказались намного дешевле бразильских, хотя у Бразилии были гораздо худшие экономические показатели, чем у России.
После этой статьи я также написал материал о том, что одной реализации бразильского плана «Nova Previdência» было недостаточно для того, чтобы отвести страну с неустойчивого финансового пути, по которому она шла.
Вскоре началась эпидемия коронавируса. Это событие имело ряд важных последствий для всего мира:
Россия серьезно пострадала от этого кризиса. Ведь основу ее экспорта составляют продажи энергоресурсов и сырьевых товаров, от которых соответственно зависят налоговые поступления. Неудивительно, что в таких условиях российской экономике и российскому рублю был нанесен большой ущерб.
Бразилия, хотя и сильно подвержена влиянию состояния рынка сырьевых товаров, в большей степени зависит от продаж сельскохозяйственной продукции и от продаж энергоресурсов. Таким образом, Бразилия, возможно, должна была в меньшей степени пострадать от пандемии коронавируса.
Тем не менее, если посмотреть на то, что произошло как с национальными валютами, так и с фондовыми рынками, Бразилия пострадала гораздо сильнее.
Что касается валют, бразильский реал обвалился на 19,2% в годовом исчислении, в то время как российский рубль упал на 11,5%.
Так почему же так произошло? Почему Бразилия пострадала сильнее? Причина кроется в слабости Бразилии по сравнению с устойчивостью экономики России, способной быстро восстанавливаться.
Рынок и экономика Бразилии были и остаются гораздо более уязвимыми, чем в России. Причины этого давно известны:
Все это было известно давно. Поэтому совсем неудивительно, что и бразильский рынок, и национальная валюта оказались в худшем положении.
Несмотря на то, что российские акции и российский рубль в большей степени подвержены влиянию колебаний на рынке сырьевых товаров и энергоносителей, они показали лучшие по сравнению с Бразилией результаты. Вот почему:
В свете этих реалий положение России было и остается более устойчивым, чем Бразилии. Ее фондовый рынок демонстрировал лучшие результаты, как и российская валюта.
Я считаю, что текущее положение дел с коронавирусом в Бразилии ведет к вероятному дефолту страны. Главное крупное событие, которое можно ожидать в таких условиях — это дефолт Бразилии и дальнейшее ослабление валюты (после текущего агрессивного отскока).
Что касается России, удар по экономике будет сильным, но, учитывая хорошие исходные позиции по фундаментальным показателям, это не приведет к фатальным последствиям. Действительно, текущее восстановление нефтяного рынка почти довело цены на нефть до уровня, который устраивает российское правительство (40 долларов за баррель). Конечно, экономические потрясения, падение доходов и рост социальных расходов должны вызвать значительный дефицит бюджета в России.
Однако, дефицит бюджета будет временным, а низкий уровень соотношения долга к ВВП (возможно, нулевой, если убрать такие государственные активы, как суверенный фонд и наличные средства), означает, что это временное падение Россия легко преодолеет.
Читайте также
Последние новости