Год для России начался на весьма оптимистичной ноте. Промпроизводство продолжает расти. После хороших показателей 2018, промышленное производство в январе-феврале выросло на 2,6 процента, и на целых 4,6 процента в феврале.
Инфляция остаётся низкой. Хотя ставка НДС и была повышена на два процента, однако на инфляцию это оказало влияние менее одного процента, которая на конец февраля показала годовую инфляцию на уровне 5,2 процента.
Безработица продолжила свою положительную тенденцию к снижению в феврале, показав всего 4,9%. Низкая безработица вылилась в 2-процентный рост розничных продаж.
Мощное восстановление экономики привело к существенному профициту федерального бюджета: в 2018-м он составил 2,7% от ВВП, и в феврале 2019 — 2%. В отличие от США и ЕС, для России это — реальные деньги, поступающие через органичный рост, а не печатание денег центральным банком.
В прошлом году ВВП вырос на 2,3%. Мы в Awara Accounting ожидаем, что рост в этом году составит больше двух процентов.
Бюджетный профицит поддерживает боевой настрой Путина, особенно если учесть что у России самый малый уровень долга из всех крупных стран. В сравнении с США и другими крупными западными странами, можно сказать что у России практически нет долгов.
Но это не все. Сильная экономика также позволила Путину продолжать копить золото, добавив с конца года в запасы золота на 5 миллиардов долларов. Центробанк купил 31,1 тонны золота только в феврале. Запасы золота в России в настоящее время оцениваются в 92 миллиарда долларов США, включая общие резервы центрального банка в 483 миллиарда долларов.
Но и это тоже не все. Несмотря на то, что дела идут хорошо, Россия решила подключиться и к рынкам иностранных облигаций, сумев привлечь средств на сумму 7,2 млрд долларов по привлекательным ставкам (5,1% для долларовых облигаций со сроком погашения в 2035 году). России не нужны деньги как таковые, она просто хочет пополнить запасы, пока есть возможность и инвесторы готовы эти деньги давать. Министр финансов Силуанов сказал что получение такой крупной суммы из-за рубежа также позволяет правительству сократить внутренние заимствования и, таким образом, облегчить доступ к займам для местных компаний.
Статистика российской внешней торговли за январь демонстрирует шокирующие цифры, которые, похоже, до сих пор все наблюдатели пропускали мимо. Импорт из Евросоюза, со времен развала СССР являвшегося основным поставщиком для России, упал на 14 процентов. Хуже всего пришлось Германии, импорт которой в Россию с января 2018-го упал на 22 процента, составив в итоге всего $1,2 миллиарда. В то же время импорт из дружественного Китая вырос на 6 процентов. Теперь импорт в Россию из Китая (26 процентов общего объёма) в три раза больше чем из Германии (7.8 процентов). Общий импорт из ЕС теперь составляет 30 процентов всего импорта в Россию.
Мы подчеркиваем цифры импорта из-за их двойной важности. Низкий уровень импорта из ЕС и его высокий уровень из Китая, Азии и других частей свободного мира показывают, что зависимость России от этого враждебного блока уменьшилась, и даже при отсутствии производства некоторых товаров внутри страны она может получить все, что ей нужно в других местах. Другим аспектом этого является то как страны Евросоюза выстрелили себе в ногу, рабски подчиняясь американским санкциям против России.
У нас пока нет подробностей по февралю, но общее снижение импорта составило 5,6% в феврале против 1,2% в январе.
Действительно примечательно, что импорт страны так сильно падает, вместе с уверенным ростом в цифрах макроэкономических показателей. Этому есть только одно объяснение: импортозамещение. Импортозамещение — это волшебное слово, которым Путин противостоял санкциям Запада. «Не хотите продавать — сделаем сами».
Хорошие новости о российской экономике появились одновременно с тем, как над мировой экономикой начали сгущаться тучи. Европейский экономический двигатель практически остановился, когда никакие свободные деньги от Европейского центрального банка, похоже, не могут сдвинуть его с места. Возможно, именно безвозмездное финансирование центральным банком поддерживает практически обанкротившиеся банки и правительства, с одновременными бессмысленными жёсткими экономическими мерами, налагаемыми на народ.
Экономический локомотив Германии — её экспорт, остановился. Страна находится на грани рецессии после сокращения в третьем квартале 2018 года и сообщений о нулевом росте в четвертом квартале. Проблемы усугубились в новом году, когда промышленный выпуск, как и во Франции, сократился впервые за четыре года. И так плохо по всей Европе. Седьмого февраля Европейская комиссия снизила свой прогноз экономического роста еврозоны на 2019 год до 1,3%. Как правило, Комиссия дает оптимистичные прогнозы роста, поэтому, если такой прогноз понижения в этом году появился так рано, стоит ожидать чего-то ещё худшего.
В США дела не лучше, там Трамп наводнил страну долговыми деньгами, только чтобы поддерживать её на плаву.
С тех пор как Трамп вступил в должность, США добавили $2 новых триллиона к своему национальному долгу, который теперь составляет $22 триллиона. Это не считая долгов штатов и городов, которые в других странах входят в цифры общего долга. Если посчитать и эти долги, то общая сумма национального долга приблизится к $25 триллионам. Это даст соотношение долга к ВВП в 120%, что ставит США на один уровень с погрязшими в долгах странами, например, Италией. Триллионные дефициты трамповского бюджета добавят еще около $1,5 триллиона долларов к долгу ежегодно. Рост долга выше, чем дефицит, потому что новый долг, начисляемый каждый год, намного больше, чем сообщаемый рост ВВП (который, вероятно, завышен). Это означает, что какой бы рост ни был, и будет — это иллюзия, полностью подпитываемая долгом.
На прошлой неделе аналитики подлили масла в огонь, предупредив об усилении опасений по поводу рецессии в США, поскольку кривая доходности казначейства США в последнее время резко изменилась.
Также в Японии, четвертой по величине экономике мира, объём промышленного производства в январе показал спад в шокирующих 3,7%, вину за что можно возложить на торговые войны Трампа.
Что касается Китая, то он по-прежнему крепок. Западные деловые СМИ пытаются продать нам историю о том, что Китай якобы находится в состоянии стагнации из-за замедления роста. Но в действительности снизились лишь темпы роста, в то время как абсолютный рост все еще силен. Вполне естественно, что по мере роста экономики этот показатель должен уменьшаться. Китай сейчас является самой большой экономикой в мире, намного опережая США, и продолжает расти более чем на 6% в год. Аналитики также преувеличивают проблему задолженности Китая. В этом смысле Китай чувствует себя гораздо лучше, чем большинство западных стран.
В сегодняшнем мире мы предпочитаем инвестировать в Россию.
Читайте также
Последние новости