Во время холодной войны географическое положение Арктики и наличие некоторых военных технологий превратили этот регион в точку пересечения геополитических интересов. Кроме того, через Арктику проходила самая короткая траектория полета для советских и американских стратегических межконтинентальных бомбардировщиков между территориями США и СССР. Позже, с появлением баллистических ракет, стратегическая значимость Арктики стала ослабевать. Однако, в семидесятые годы она вновь вернулась благодаря появлению подводных лодок с ядерными баллистическими ракетами на борту и стратегических бомбардировщиков с крылатыми ракетами дальнего радиуса действия.
Соединенные Штаты тесно сотрудничали с Канадой, чтобы устранить угрозу, исходившую от стратегических бомбардировщиков Москвы. В конечном итоге результатом этих усилий стал ряд радиолокационных линий раннего предупреждения по всей территории Канады, а позже была создана совместная канадско-американская Северная система предупреждения (NWS), строительство которой завершилось в конце восьмидесятых годов. Кроме того, имело место масштабное сотрудничество в области противовоздушной обороны (а затем – в аэрокосмической сфере), ярким свидетельством которого стало создание американо-канадского совместного Командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента (NORAD). К началу восьмидесятых годов ВМС США также все чаще стремились проникнуть в советский ядерный бастион в Арктике, направляя туда свои атомные подводные лодки.
Советский Союз находился под непосредственной угрозой бомбового удара со стороны американских стратегических бомбардировщиков, развернутых на Аляске. Рассматривая стратегический контекст, существовавший до 1991 года, следует отметить, что Советский Союз собрал значительное количество военной силы в Арктике, начиная от современных систем ПВО в Рогачево, авиабазы в поселке Амдерма (Ненецкий автономный округ) и заканчивая гаванью близ поселка Угольные Копи для подводных лодок, способных запускать ядерные ракеты с советского Дальнего Востока.
Соединенные Штаты и Советский Союз проводили в Арктике военные учения, и в конечном итоге сложилась ситуация, когда обе страны обладали военным потенциалом, в несколько раз превышавшим необходимый для взаимного уничтожения. Однако, Соединенные Штаты не имели точных сведений о том, пытается ли Москва развивать оборонительную или наступательную политику в этой части мира. Впрочем, эта неопределенность не помешала США предпринимать самые активные меры для устранения потенциальной угрозы.
Москва осуществила внушительное количество ядерных испытаний в этом регионе. К концу восьмидесятых годов в составе Северного флота СССР находились 172 подводные лодки, в том числе 39 ПЛАРБ, 46 субмарин с крылатыми ракетами на борту, а также 87 ударных подводных лодок. За период между 1967 и 1993 годами советские и российские подводные лодки участвовали в общей сложности в более чем 4600 учебных плаваниях. Однако, если обратить внимание на гигантские размеры Арктики, эти цифры производят не столь внушительное впечатление, и трудно понять, считается ли этот район форпостом или буферной зоной, поскольку архивы, касающиеся советского ядерного оружия, сегодня в России по-прежнему засекречены.
После распада Советского Союза Россия унаследовала практически все советские объекты и ядерное оборудование, в том числе и на Крайнем Севере. Отличается ли российский подход к Арктике от Советского? При тогдашнем премьер-министре Евгении Примакове, поддержанном первым президентом России Борисом Ельциным, на протяжении девяностых годов арктические силы России были практически полностью расформированы исходя из экономических соображений.
Кремль сохранил свои ПЛАРБ для обеспечения ядерного сдерживания и минимального присутствия в этом районе. Но он также резко сократил количество самолетов и зенитно-ракетных комплексов, что было связано главным образом с трудностями, возникшими с модернизацией оборудования, которая была необходима для обнаружения и перехвата американских бомбардировщиков, таких как В-2 Spirit компании Northrop.
С возвращением Москвы на международную арену, новая ядерная политика России в Арктике стала серьезной проблемой в отношениях между Соединенными Штатами, Канадой, странами Северной Европы (входящими в состав НАТО и нейтральными) и Россией, особенно после присоединения Крыма в 2014 году. Действительно, нынешний президент России Владимир Путин считает, что модернизация стратегических ядерных сил и Северного флота являются важными государственными приоритетами.
Более 80 процентов стратегических ядерных активов России морского базирования расположены на Северном Флоте, в основном в форме ракетного подводного флота. Россия также прилагает усилия к развитию инфраструктуры, необходимой для функционирования таких активов как отремонтированные военные аэродромы в северном регионе, с которых будет оказываться воздушная поддержка Северному флоту. В российской военной доктрине 2014 года Арктика была отмечена как один из трех ключевых регионов военного строительства, наряду с Крымом и Калининградом. Кроме того, начиная с 2008 года, Россия возобновила дальнее авиационное патрулирование, а также увеличила боевую мощь и активность Северного флота.
Политику Путина в Арктике отчасти можно интерпретировать как попытку защитить будущие экономические и военные интересы Российской Федерации. В конце концов, Россия имеет значительные экономические интересы в Арктике и нуждается в возможности их защиты. Более 20 процентов ВВП страны производится в северной части России, причем именно в этом районе находятся 75 процентов нефти и 95 процентов природного газа. Кроме того, политика Москвы направлена на оказание давления на Вашингтон и его союзников, включая Канаду, в контексте продолжающегося кризиса в Восточной Украине. И, наконец, арктические военные активы дают возможность угрожать странам, проявляющим растущий интерес к членству в НАТО, таким как Швеция и Финляндия, и, возможно, сдерживать их от принятия решения.
В последнее время Россия открыла новую военную базу на Земле Франца-Иосифа в Северном ледовитом океане, которая стала уже второй, после базы «Северный клевер» на острове Котельный, входящем в группу Новосибирских островов. Архипелаг Земля Франца-Иосифа был оставлен в 1991 году, но ВВС России решили вновь открыть аэродром Грэма Белла (известный под названием «Арктический трилистник») на острове Александры для защиты интересов Москвы в этом районе. Однако, вряд ли 150 российских военнослужащих достаточно для того, чтобы остановить какие-то иностранные силы и контролировать 191 остров этого архипелага.
В недавно опубликованной статье, написанной сотрудниками кафедры географии Университета Лаваля, также подчеркивается ограниченный характер операций ВВС России в Арктике, учитывая, в частности, относительно скромное число военно-воздушных патрулей по сравнению со значительно более активным патрулированием бомбардировщиков и истребителей вблизи Японии, Северной Европы и на Балтийском море.
В этом контексте, похоже, трудно сказать, способна ли Россия провести какие-либо крупные военные учения в Арктике из-за гигантской протяженности региона и ограниченного числа войск, развернутых здесь. Краткий обзор имеющейся военной техники, такой как самолет Ту-160 – советский бомбардировщик, выпущенный в период между 1984 и 1991 годом и модернизированный ВКС России, свидетельствует об ограниченных возможностях России для нападения на Аляску или Северную Европу из этого региона, хотя разработка крылатых ракет большой дальности может изменить положение.
Российская Федерация также сталкивается с трудностями, касающимися ее подводного флота. В 2012 году ВМФ России отменил программу модернизации почтенной лодки класса «Тайфун», а большинство новых ПЛАРБ класса «Борей» пока лишь строятся, и те суда, которые предназначены для Северного флота («Князь Пожарский», «Генералиссимус Суворов»), не будут готовы ранее 2020 года. Таким образом, «Юрий Долгорукий» – единственная подводная лодка, действующая в Арктике в данный момент.
Несмотря на высказанную президентом Путиным заинтересованность в укреплении Северного флота, в обозримом будущем ситуация, скорее всего, останется неизменной, особенно после пересмотра Москвой схемы финансирования для Арктики. Ожидаемый бюджет военных расходов в Арктике на период до 2020 года оказался в 17 раз ниже первоначальной суммы. Это связано с нынешним экономическим кризисом в России, вызванным не в последнюю очередь международными санкциями, введенными в наказание за ее военное вмешательство на Украине.
В этом контексте, вместо того, чтобы сосредотачивать внимание на российской деятельности в Арктике, Соединенным Штатам и Канаде следовало бы продолжать уделять основное внимание Европе и Сирии, где присутствие России остается гораздо более активным и в конечном итоге дестабилизирующим.
Читайте также
Последние новости