Когда нацистская Германия 22 июня 1941 года вторглась в Советский Союз, это был счастливый день для Британии. Она больше не была одинока в своей войне против державы, которая истощила ресурсы всей Европы. А 11 декабря 1941 года, когда Гитлер объявил войну Соединенным Штатам, для британцев вообще раньше срока наступило Рождество. В какой-то степени это похоже на то, как сейчас чувствует себя Москва.
Конечно, между Россией и Китаем давно сложились теплые дружеские отношения (они урегулировали последний пограничный спор еще в 2003 году), и китайцы в последнее время все больше и больше расходятся с Вашингтоном, по крайней мере, после его «разворота к Азии» в 2012 году. Однако, я полагаю, что в 2019 году появятся еще более мощные сигналы, которые заставят китайцев осознать, что Империя всерьез ополчилась против них.
2014 год был хорошим годом для Ирана и Сирии, и в ретроспективе, для Венесуэлы. Резкое ухудшение отношений между Вашингтоном и Москвой привело к тому, что Россия пожелала сотрудничать с этими небольшими странами, которые прежде ее не особенно интересовали.
Впоследствии Россия и Китай также сблизились, но это было главным образом обусловлено тем, что у Москвы просто не было иных вариантов. Китай принял дружбу России и получил от нее немалую выгоду (как и сама Россия), но при этом не предпринимал таких совместных проектов, которые всерьез обострили бы его собственные отношения с Вашингтоном.
Фактически, китайские бизнес-элиты продолжают считать свои обширные деловые связи с Соединенными Штатами более важными, чем их тесные, но менее прибыльные, по большей части военно-политические, отношения с Россией. Я думаю, что в 2019 году торговая война, которую Соединенные Штаты ведут против Китая, используя те самые деловые связи, может встряхнуть даже те круги китайского руководства, которые настроены исключительно на деловое сотрудничество с Америкой. Она заставит их понять, что хотя американцы являются выгодными деловыми партнерами, русские представляют собой нечто гораздо более ценное: это враг их врага.
Экономическая война США против Китая не столь жестока, как их война против России, точно также как последняя несколько мягче, чем экономическая блокада Ирана. Тем не менее, происходящие события указывают на то, что Империя будет обращаться с Китаем, как с государством-изгоем, если только она сможет. Все упомянутые страны находятся под разным давлением, но для Империи они все, в сущности, одинаковы.
Я не думаю, что Китай теперь перейдет к открытому игнорированию американских санкций против России (точно так же, как большинство российских компаний не пытаются полностью игнорировать санкции США против Ирана), но определенный сдвиг в сторону охлаждения отношений с США и дальнейшего сближения с Россией просто неизбежен.
Пекин станет более открытым для партнерских отношений с Россией и ее поддержки, даже если это приведет к определенным дополнительным потерям в отношениях с США. Другими словами, китайская политика будет в меньшей степени ориентироваться на бизнес-элиту, и в большей степени – на армию, которая с энтузиазмом относится к связям с Россией.
А если Трамп предпримет какие-то шаги в направлении торговой войны с Европейским Союзом, а такие угрозы уже звучали, это станет подарком судьбы для Китая.
Читайте также
Последние новости