В Учалинском районе Башкирии действует единственное в Приволжском федеральном округе дегтярное производство. Там из коры упавших или срубленных берёз гонят дёготь. Это чистейший натуральный продукт, который применяется в различных областях народного хозяйства.
Руководит производством потомственный дегтярник Владимир Самсонов. Но поскольку предприятие находится на особо охраняемой природной территории (ООПТ), в заказнике «Уралтау», в его работе периодически возникают трудности. Из-за ограничений, которые накладываются на любую деятельность в ООПТ, Владимиру Ильичу приходится обращаться к депутатам Госсобрания — Курултая РБ, чтобы в очередной раз доказать, что его предприятие не наносит вред природе.
В Госсобрании — Курултае РБ прошло заседание экспертного совета при комитете по аграрным вопросам, экологии и природопользованию. Его инициатором стала депутат Госсобрания Руфина Шагапова.
На заседании присутствовали председатель регионального отделения Русского географического общества в РБ Вячеслав Аброщенко и исполнительный директор Римма Галеева.
— Дегтярное производство Владимира Самсонова абсолютно экологичное, оно не наносит никакого вреда природе, — рассказала Римма Галеева. — К тому же, оно уникально, Самсонов занимается сохранением народных промыслов. 300 лет на этой земле работали дегтекурни, в том числе предки Самсонова. В советское время дегтярное производство передали колхозам. В 1990-х годах Владимир Ильич вернул производство себе, у него есть патент, полный пакет документов, он платит налоги, предоставляет рабочие места. Кроме всего прочего, он меценат, внёс большой вклад в создание природного парка «Иремель». Но в заказнике «Уралтау», который образован в 1980 году, действуют природоохранные положения, которые не дают Самсонову развиваться.
Заместитель министра лесного хозяйства РБ Венер Вахитов отметил, что в нормах права существуют коллизии.
— Лесные отношения регулируются федеральным законодательством. Лесной фонд рассматривается и как природные ресурсы, и как экосистема. С одной стороны, мы должны обеспечивать его защиту. С другой стороны, мы должны обеспечивать его максимально рациональное использование. У нас в республике лес имеет большое социально-экономическое значение. 11,8 процента территории, 678 гектаров лесного фонда приходится на особо охраняемых природных территориях. Деятельность людей, которые живут там, так или иначе связана с использованием лесных ресурсов. Но ввиду существующих правовых режимов, они не могут обеспечивать себя сеном, дровами, режим парков запрещает даже движение механических транспортных средств.
Субъекты вправе заниматься нормативным регулированием. Нужно пересмотреть некоторые положения, считает Венер Вахитов. Четко разграничить участки по видам использования — какие можно предоставлять населению, какие нельзя.
Также он предложил внести изменения в положение о природном заказнике «Уралтау». По поводу вопроса работы дегтярни Владимира Самсонова он проинформировал присутствующих, что юристы ставят вопрос о законности договора, заключенного в 2017 году. Поскольку, в соответствии со ст. 102 на территории ООПТ запрещается заниматься перерабатывающей деятельностью.
Обсуждение проводилось долго, в результате были выслушаны все стороны, представители министерств задали друг другу вопросы, выяснили все пункты, которые раньше мешали принять решение, и пришли к выводу, что деятельность Владимира Самсонова не противоречит лесному законодательству. Производство возникло раньше, чем образован заказник «Уралтау». До 1995 года на балансе Кирябинского лесничества числились три дегтярни. Проговорили вопрос о том, что Самсонов не занимается переработкой древесины, он перерабатывает иные ресурсы. У него на руках имеется акт проверки, что он не наносит ущерба природному заказнику «Уралтау».
В результате было принято решение, что всю переписку, необходимую для возобновления деятельности дегтярного производства Владимира Самсонова, министерства завершат до конца текущей недели. И Владимир Ильич сможет спокойно работать.
— Такие ситуации периодически возникают, и нам нужно выработать системный подход к происходящему, — говорит Руфина Шагапова. — Курултай предоставляет площадку, на которой все могут услышать друг друга. И Минлесхоз республики, и Минэкологии республики понимают, что деятельность Владимира Самсонова нужна, важна, но мелкие несогласования не дают человеку работать. Послаблений в законе об особо охраняемых природных территориях делать нельзя, защита таких территорий необходима. Но у субъектов должна быть возможность регулировать ситуацию в пользу предпринимателей. На конкретном примере Самсонова мы хотим отработать варианты решения, позволяющие и предпринимателю помочь, и поддержать дело охраны природы.
Читайте также
Последние новости