Побывать на Байкале — мечта многих. Но воплотить ее решаются далеко не все. Нам это удалось. И мы хотим доказать вам, что сделать это не так уж и сложно, как кажется. Мы постараемся подробно описать весь наш маршрут к самому большому и красивому озеру России, а вы, мы надеемся, повторите наш путь и увидите удивительный Байкал своими глазами. Поехали?
Способ передвижения
Добраться до Байкала можно на самолете или на поезде. Мы же предпочитаем путешествовать на автомобиле. Во-первых, это дешевле (не сомневайтесь, в конце мы выложим, во сколько нам обошлась вся поездка). Во-вторых, появляется полная свобода передвижения. В-третьих, по дороге можно много всего посмотреть. Конечно, по времени выйдет более затратно, зато все перекроют впечатления от увиденного по дороге. Ехали мы на обычном легковом автомобиле (иномарка 2011 года выпуска) вчетвером — трое взрослых и пятилетний ребенок. Водительские права были только у одного из нас, поэтому на полноценный ночлег мы останавливались каждую ночь.
Что взять с собой
Перед дальней дорогой нужно обязательно составить список необходимых вещей. Так как поездка на Байкал длительная, нужно подстраховаться на случай форс-мажоров. У нас в багажнике, помимо запаски, насоса, домкрата, масла, антифриза, воды, инструментов и прочих важных вещей для автомобиля, лежали палатка, спальные мешки, пенки, стульчики и стол на случай ночевки на природе. Естественно, нужно взять с собой документы (на авто, права, паспорта, страховые полисы), копии этих документов (сложить отдельно), наличные деньги и карточки. Надо позаботиться и о еде. С собой, на всякий случай, нужно взять непортящиеся продукты: консервы, крупы, орехи, сухофрукты, сладости и т.д., термос с кипятком и набор готовой еды на один день — если не будет возможности заехать в кафе. Нужно также взять с собой необходимый вам набор лекарств. Не забыть о средствах гигиены (шампунь, мыло, зубные пасты и щетки, влажные салфетки, полотенца, ножницы, пилку, бритву и т.д.). Взять одежду и обувь с запасом (погода на Байкале непредсказуемая, поэтому пригодятся и теплые вещи). Ну, и всякие гаджеты и зарядные устройства к ним (телефоны, навигатор, электронные книги и т.д.).
Выбор маршрута
Мы изначально поставили себе цель сделать поездку максимально разнообразной. Поэтому путь на Байкал очень сильно отличался от обратной дороги. Если на Байкал мы ехали через Екатеринбург, Тюмень и Кемерово, то обратно решили заехать в Томск и проехать через Курган и Челябинск. В итоге за всю поездку нам удалось посмотреть 12 городов, пять из которых — миллионники. На все про все у нас было всего 16 дней (две недели отпуска плюс два выходных).
Дорога на Байкал
Выехали мы в субботу и первую ночь решили провести на озере Тургояк (рядом с городом Миасс Челябинской области — 300 километров от Уфы) — одном из любимых мест отдыха нашей семьи. Просто хотелось начать наше большое путешествие с красивого места, чтобы первый рассвет вне дома стал незабываемым.
На Тургояк мы приехали часам к трем дня. Арендовали лодку на местной базе отдыха и сплавали на остров Веры — еще одно чудесное место, обязательное к посещению. На ночевку остановились в кемпинге на скалистом берегу озера — за тысячу рублей с автомобиля.
На следующий день поехали в Екатеринбург (240 километров от Миасса). Погуляли по центру города, прошли по популярному туристическому маршруту, захватывающему основные достопримечательности, пообедали в кафе. Около 16:00 поехали в Тюмень (330 километров от Екатеринбурга), где была запланирована наша следующая ночевка.
Ночевали в хостеле. Забронировали отдельный трехместный номер по пути из Екатеринбурга в Тюмень. Ночлег обошелся нам в 1800 рублей. Утром мы позавтракали в хостеле и поехали гулять в центр города. Больше всего запомнилась шикарная Тюменская набережная.
Ее полностью отреставрировали несколько лет назад. Рядом находится пешеходный мост через реку Туру, историческая площадь и мужской монастырь.
Пообедали в местном кафе и поехали в следующий город нашего маршрута — Омск (630 километров от Тюмени). Прибыли туда только к вечеру и остановились в хостеле. Сняли отдельный трехместный номер за 1750 рублей. В стоимость входил завтрак, довольно приличный — каша на выбор, яичница с сосиской и чай. После завтрака мы отправились осматривать центр города. Прогулялись по новой пешеходной улице Чокана Валиханова, Иртышской набережной, дошли до Омской крепости, музея Достоевского и исторического центра города.
После обеда вновь собрались в дорогу. Следующим пунктом назначения был третий по величине город России и самый крупный город Сибири — Новосибирск (650 километров от Омска). Приехали мы туда поздно вечером и сняли отдельный номер в хостеле за 2250 рублей. Утром позавтракали в хостеле. В стоимость номера входили только чай и растворимый кофе. Поэтому пришлось готовить еду самостоятельно. Плита и вся необходимая посуда на общей кухне имелась.
В Новосибирске мы также успели погулять по центру города, пройтись по Красному проспекту, посетить аллею бардов, сходить в парк «Городское начало» и в краеведческий музей, где узнали много нового о сибирской природе.
Выехав из города после обеда, мы рассчитывали к вечеру добраться до Красноярска. Но нашим планам не суждено было сбыться. По пути из Новосибирска в Кемерово мы попали в жуткую пробку — простояли несколько часов из-за ремонта переезда недалеко от Югры. План маршрута пришлось пересматривать.
Ближе к восьми часам вечера (по уфимскому времени) мы приехали в Кемерово (260 километров от Новосибирска). Ехать в Красноярск, как планировалось изначально, было уже нецелесообразно — ночь в дороге проводить не хотелось. Поэтому пришлось искать вариант ночлега в Кемерово. С трудом нашли небольшой хостел в самом центре города всего за 1200 рублей в сутки за отдельный четырехместный номер. Вечером успели съездить в исторический музейный комплекс «Красная горка». Рекомендуем там побывать всем гостям города. Там можно узнать все об освоении Кузбасса, спуститься в музей-шахту, полюбоваться закатом со смотровых площадок и увидеть знаменитый монумент «Память шахтерам Кузбасса» скульптора Эрнста Неизвестного.
На следующий день мы успели погулять по центру города и набережной реки Томь, после чего поехали в Красноярск (530 километров от Кемерово). В городе были уже ближе к вечеру. Сняли отдельный четырехместный номер в хостеле за 1500 рублей, и пошли гулять по городу. Больше всего запомнилась часовня Параскевы Пятницы — она изображена на десятирублевой купюре, которую уже редко встретишь в обороте. Это довольно популярное место, находится на возвышенности, можно посмотреть на город с высоты. Вечером там очень много народа — популярное место. Также в городе есть памятник десятирублевой купюре. А в целом Красноярск очень сильно напоминает нашу Уфу. Некоторые части города особенно.
На следующий день нам предстоял самый длительный переезд: Красноярск — Иркутск (1100 километров). Поэтому выехали мы пораньше, сразу после завтрака и весь день были в дороге, останавливаясь только на заправках. В Иркутск приехали уже поздно вечером (по уфимскому времени ночью — разница в три часа). Хостел забронировали по дороге. Отдельный четырехместный номер обошелся нам в две тысячи рублей.
Иркутск — очень красивый город. В нем сохранилось много исторических зданий, церквей и храмов, красивая набережная реки Ангара. Но долго гулять по городу времени не было. Ведь нашей главной целью было озеро Байкал, и нам хотелось скорее до него добраться.
Ближе всего от Иркутска до Байкала ехать в Листвянку (70 километров). Но, списавшись с нашим товарищем из Уфы Дамиром, который несколько лет назад переехал жить в Иркутск, мы поняли, что в Листвянке особо делать нечего. Дамир настоятельно рекомендовал ехать на остров Ольхон (300 километров), и мы последовали его совету.
Остров Ольхон
Еще собираясь в путь и планируя маршрут, мы в разных источниках читали, что попасть на остров Ольхон не так-то просто. Многие заядлые путешественники, ведущие свои блоги, писали, что в июле-августе там бывают огромные очереди на паром, можно простоять несколько часов и не попасть на остров. Но Дамир нас успокоил, сказал, что если вечером не уплывем на пароме, можно остановиться на ночлег в селе Сахюрта на противоположном от Ольхона берегу. Это тоже популярное среди туристов место. В итоге мы рискнули и не прогадали. Подъехав к паромной переправе в Сахюрте, мы с удивлением обнаружили, что перед нами в очереди всего две машины при том, что на паром вмещается 12-16 автомобилей. Еще одним приятным сюрпризом стало то, что паром перевозит автомобили и людей совершенно бесплатно! Где еще сейчас такое встретишь?
Всего из Сахюрты (или МРС, как это место называют местные) на Ольхон и обратно курсируют три парома: «Дорожник» (вместимостью 12 автомобилей), «Ольхонские ворота» и «Семен Батагаев» (по 16 автомобилей). От берега они отплывают примерно каждые 15 минут.
В 40 километрах от паромной переправы на острове Ольхон находится поселок Хужир. Это самый крупный населенный пункт острова. Там есть много кафе и гостевых домов, а также визит-центр национального парка «Прибайкальский». Весь остров Ольхон является особо охраняемой территорией.
В Хужире мы были около семи часов вечера по местному времени. Перекусили в кафе. Кстати, будете на Байкале, обязательно отведайте блюда местной кухни. Нам очень понравились позы, или буузы, как их называют местные жители. Это что-то типа больших пельменей, или хинкали: фарш с бульоном в тесте. Едят их руками. Также вкусным оказался хушур — наподобие чебурека — жареное тесто с мясом и бульоном. Несколько поз и хушуров — очень сытный перекус.
Так вот в центре Хужира кафе-позные встречаются буквально на каждом шагу. Много их и в самом Иркутске. После ужина мы стали думать, где остановиться на ночлег. Хотелось непременно ночевать на берегу озера, чтобы встретить там рассвет и искупаться в чистейшей воде Байкала. Идеально для этого подошел Сарайский пляж. Это поистине удивительное место.
Расположен Сарайский пляж между поселками Хужир и Харанцы. Широкая береговая линия тянется от самого известного мыса острова Ольхон — Бурхана — на несколько километров.
Представьте себе: несколько километров чистейшего мелкого бежевого песка, а вокруг сосны. Воздух там обалденный, и очень много удивительных по красоте цветов.
И практически нет людей. Когда мы нашли место для установки палатки, неподалеку от нас была только одна семья из Владивостока. И больше никого. Красота!
По возможности в этом месте стоит задержаться. Провести там несколько дней, чтобы увидеть и прочувствовать все великолепие Байкала, в который просто невозможно не влюбиться. У всех, кто побывает на Ольхоне хотя бы раз в жизни, Байкал останется в сердце навсегда…
Утром, несмотря на пасмурную погоду, мы искупались в озере. И еще долго сидели и любовались, как волны прибивало к берегу. Было ощущение, что мы находимся на морском курорте. На противоположном от пляжа берегу возвышаются горы Прибайкальского заповедника. Над чистейшей водой кружат чайки. Хотелось растянуть эти мгновения. Самая незабываемая часть поездки.
На Ольхоне также обязательно стоит посетить мыс Бурхан. Это, можно сказать, визитная карточка острова. Именно его изображают на всех открытках. На нем находится скала Шаманка — одна из основных религиозных святынь Азии. Но будьте готовы встретиться там с толпами туристов, в основном, иностранных — из Китая и Кореи. Они там хотят большими группами.
Также мы успели побывать на мысе Харанцы. Это уже более уединенное место. Туристов там мало. Но мыс не менее живописный. Напротив находится небольшой остров.
С левой стороны мыса также есть пляж. А еще там есть пристань, куда подплывают небольшие судна. В целом очень атмосферное место.
До самого дальнего мыса острова Ольхон — Хобоя — мы добраться не успели. На обычном легковом автомобиле туда не проехать. Нужно либо идти пешком — очень далеко, либо заказывать экскурсию и добираться на внедорожниках. Судя по фотографиям, там не менее красиво. Запланируем себе это на следующую поездку на Байкал. Уверены, что она обязательно состоится.
Отъезд с острова Ольхон у нас оказался с приключениями. Выехали мы ближе к вечеру и были уверены, что спокойно доберемся до Иркутска. Но не тут-то было. На выезде мы попали в огромную пробку. В очереди на паром простояли часа три. Но зато нам посчастливилось увидеть один из самых запоминающихся закатов!
И насладиться ароматами горной душицы. Так что время, проведенное в очереди, было совсем не в напряг. А вот ночлег пришлось искать по пути.
Спустившись с парома и проехав километров 40, мы поняли, что до Иркутска в этот день мы уже не доедем. На улице стало совсем темно, и очень хотелось спать.
Навигатор нас привел в большое село Еланцы, где мы встретили полицейских. Они нам сказали, что неподалеку есть гостиница. В нее мы и отправились. Несмотря на деревенский интерьер, это был самый дорогой ночлег за все время нашего путешествия. За трехместный номер без удобств мы отдали 2400.
Листвянка
На следующий день мы решили посмотреть на Байкал с другой стороны и отправились в Листвянку, которую наш товарищ Дамир назвал «попсовой». Только приехав туда, мы поняли, почему. Там действительно практически не на что смотреть. С Ольхонской местную природу даже сравнивать не стоит. В Листвянке все ориентировано на иностранных туристов. Вдоль побережья тянутся бесконечные кафе и сувенирные лавки с завышенными ценами. И само побережье не такое живописное.
Единственно место, куда действительно стоит съездить в этом направлении — это камень Черского. Это гора высотой около 730 метров со скалистой вершиной, откуда открывается живописный вид на озеро Байкал и исток реки Ангары. Подняться на гору можно по тропе пешком, или на кресельном подъемнике за 150 рублей с человека. Если выберете второй вариант, будьте готовы, что с вами будут подниматься толпы туристов из Китая, которые будут с интересом вас разглядывать и, не стесняясь, фотографировать.
Собственно, это все, что нужно знать о Листвянке.
Дорога домой
Вечер и ночь перед отъездом мы провели в Иркутске. Сняли тот же самый номер в полюбившемся хостеле за две тысячи рублей. Гуляя вечером по улицам Иркутска, мы обратили внимание, насколько там пустынно и тихо. Такое ощущение, что все сидят по домам и бояться выйти на улицу. Часов в 11 в городе не было ни души.
Весь следующий день мы провели в дороге. Пришлось снова преодолевать длительный переезд в Красноярск (1100 километров). И там мы тоже не стали искать ничего нового и остановились в знакомом хостеле за 1500 рублей. Утром после завтрака поехали в пригород Красноярска — в спортивный парк «Бобровый лог». Там специально к Универсиаде произвели реконструкцию всего комплекса и создали современный центр для занятия различными видами спорта.
После Красноярска мы решили изменить привычный маршрут и поехали в Томск (580 километров). Но по пути по живописной горной дороге заехали в село Овсянка (автодорога Красноярск-Дивногорск) — родину знаменитого писателя Виктора Астафьева. Там находится смотровая площадка «Царь-рыба», откуда открывается нереально красивый вид на реку Енисей. Это место обязательно к посещению. Неподалеку находится знаменитая Красноярская плотина, которая также изображена на десятирублевой купюре.
Томск, в отличие от Иркутска, оказался очень шумным и молодежным. Не зря его называют студенческим. Там даже после полуночи на улицах кипит жизнь. А еще там сохранилось очень много старинных деревянных зданий с резными элементами. Но очень много мошкары, особенно на набережной. В Томске мы остановились в хостеле. Сняли отдельный семейный номер за 1200 рублей. Вышло вполне бюджетно.
Утром мы успели погулять по центру города и отправились дальше, в Омск (900 километров). По пути не стали заезжать в новосибирский Академгородок, как планировали изначально. На подъезде к городу был ремонт дороги, и скопилась огромная пробка.
В Омск приехали вечером и успели только поужинать в кафе и закупить продукты в дорогу. Ночевали в том же хостеле, что и по пути на Байкал, но уже за 1900 рублей за трехместный номер с включенным в стоимость сытным завтраком.
На следующий день у нас было запланировано посещение Кургана (660 километров) и ночевка в Челябинске (еще 270 километров). Поэтому из Омска мы выехали сразу после завтрака. Курган, хоть и областная столица, но город небольшой.
Самые интересные достопримечательности — дом-музей декабристов, Александро-Невский собор, старинную пожарную каланчу, дом архитектора Остапца, парк «Царево городище» — мы успели обойти часа за полтора.
И отправились в Челябинск. Но по дороге нас ждал неприятный сюрприз. Когда до города оставалось километров сто, мы попали в ужасную пробку из-за ремонта дороги. Если бы не счастливый случай, пришлось бы ночевать на трассе. Но нам навстречу попался добрый водитель, который подсказал обходной путь по полю. Было уже очень темно, но мы рискнули и свернули на проселочную дорогу. И буквально за полчаса объехали всю многокилометровую пробку. В итоге до Челябинска мы добрались уже за полночь. За отдельную комнату в небольшом хостеле отдали 1200 рублей.
В заключительный день нашего большого автомобильного путешествия мы прогулялись по Челябинскому Арбату — пешеходной улице Кирова, съездили в сад Пушкина и краеведческий музей, где хранится Челябинский метеорит. А дальше по уже ставшей родной трассе М5 поехали в Уфу (420 километров). В итоге за две недели мы проехали в общей сложности 8900 километров.
Расходы
А теперь самое интересное — подсчет денег. Наш автомобиль ездит на 95-м бензине. Расход за всю поездку вышел в среднем 6,2 литра на сто километров. Заправлялись мы только на проверенных автозаправках: «Башнефть», «Лукойл», «Газпром». Их можно найти на всем протяжении пути до Байкала. Только один раз по пути из Иркутска в Хужир мы заехали на неизвестную заправку, но все обошлось, бензин оказался качественный. В итоге за всю поездку на бензин мы потратили 25500 рублей.
Ночевали мы в основном в хостелах, а на Тургояке и Ольхоне — в палатках. На ночлег на четырех человек мы потратили 19300 рублей. Заранее бронировать жилье на всю поездку нам не пришлось. В хостелы мы звонили по пути из одного города в другой. Ни разу не столкнулись с отсутствием мест.
Расходы на питание у нас состояли из двух частей: еда в кафе и продукты в дорогу. На кафе у нас ушло 11300 рублей, на продукты — 8600.
Прочие расходы — игрушки сыну, сувениры, аренда лодки, посещение музеев, канатная дорога и т.д. — у нас составили порядка шести тысяч рублей.
Итого за 16-дневное путешествие на Байкал на четверых мы потратили почти 76 тысяч рублей. В целом, путешествие вышло бюджетным. Можно было сэкономить на проживании, скажем, ночевать по пути в палатке или выбирать не отдельные, а общие комнаты в хостелах, и отказаться от кафе, тогда бы денег мы потратили еще меньше. Но лишать себя комфорта не хотелось. Поездкой мы остались очень довольны. Удалось все, что мы запланировали изначально.
Если остались вопросы, задавайте в комментариях. И приятных вам путешествий!
Читайте также
Последние новости