Сорок пять лет назад ястребы холодной войны в Пентагоне и ЦРУ гневно потрясали кулаками, и у них были для этого веские причины. Дело в том, что 17 июля 1975 года в космосе произошло первое символическое международное рукопожатие между российским космонавтом Алексеем Леоновым и американским астронавтом Томасом Стаффордом. Это был первый официальный акт, положивший начало исторической совместной миссии «Аполлон-Союз».
В эпоху ядерного ужаса, охватившего всю планету, эта программа стала воплощением огромных надежд для всего человечества и проложила путь к сотрудничеству на орбитальной станции «Мир», а затем и к созданию Международной космической станции (МКС). Начавшееся 15 июля, когда одновременно стартовали российский и американский корабли, и продолжавшееся до 24 июля сотрудничество в рамках миссии «Аполлон-Союз» привело к тому, что космонавты и астронавты смогли проводить совместные эксперименты, обмениваться подарками и саженцами деревьев, которые затем торжественно были посажены в США и СССР.
Хотя надежда на светлое будущее сотрудничества и совместных исследований сохранялась на протяжении следующих десятилетий, и человечество постепенно начинало ощущать себя частью Вселенной, на Земле дела принимали все более тревожный оборот. Новая эпоха операций по смене режима, исламский терроризм и нефтяная геополитика в восьмидесятые годы получили дополнительный стимул, а когда глобализация лишила бывшие страны-производители их промышленного и научного капитала, Советский Союз рухнул в 1991 году. В это темное время произошло укрепление позиций корпоратократии в рамках НАФТА и Маастрихтского договора, а трансатлантические глобалисты злорадствовали по поводу развала России и прихода утопического «конца истории», то есть однополярного мирового порядка.
В каком-то смысле сегодняшний мир 2020 года в корне отличается от 1975 года, но в то же время можно увидеть и весьма настораживающие сходства.
Сегодня в трансатлантическом «глубинном государстве» к власти пришли новые поколения «ястребов холодной войны», готовые сжечь землю ядерным огнем, чтобы защитить свои утопические фантазии о мировом правительстве, которые, по их мнению, стремительно рассеиваются под влиянием формирования многополярного альянса во главе с Россией и Китаем.
Столкновение двух парадигм, открытой и закрытой систем, представленных, с одной стороны, лагерем НАТО и Лондонского Сити, а с другой – взаимовыгодной идеей Нового шелкового пути, в основе которой находится устойчивый рост, создало глубинную напряженность, чреватую как позитивными, так и негативными последствиями. Эта схизма расколола в том числе и американскую космическую политику.
С одной стороны, концепция «глубинного государства», в основе которой лежит полное господство Америки в космосе, представлена Космическими силами США, новым видом вооруженных сил, созданным в декабре 2019 года. Исходящая от Пентагона и самых регрессивных неоконсерваторов, эта программа предусматривает размещение на орбите вооружений и противостояние в космосе с российско-китайским альянсом, а также всем остальным миром.
Другое, боле разумное видение будущего космической деятельности, представлено ведущими представителями НАТО, такими как Джим Бриденстайн, которые создали «Соглашения Артемиды», призывающие к созданию основ для мирного международного сотрудничества в космосе. Бриденстайн и другие должностные лица НАСА неустанно работают над тем, чтобы США и Россия объединили свои усилия в таких сферах как разработка космических ресурсов, защита от астероидов и освоение дальнего космоса, с тех пор как президент Трамп в 2017 году издал директиву, которая стала первым документом после с 1972 года, предусматривающим возвращение человечества на Луну и последующие полеты на Марс.
В то время как российско-американское сотрудничество в космосе продвигается черепашьими темпами, а кое-где даже теряет позиции, завоеванные в 1975 году, дух космического рукопожатия миссии «Аполлон-Союз» блестяще проявился в другой части мира. Речь идет о российско-китайском договоре о совместном строительстве лунной базы, обнародованном 23 июля руководителем «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным, который заявил: «Недавно мы договорились о том, что будем, вероятно, исследовать Луну и строить лунную станцию вместе — Россия и Китай».
Эта договоренность соответствует ранее достигнутому соглашению между двумя странами от сентября 2019 года, которым предусматривается сотрудничество в области освоения Луны в течение ближайшего десятилетия. Это сотрудничество начнется с того, что в 2022 году китайский спускаемый аппарат Чанъэ-7 и российская станция «Луна-26» будут заниматься поисками воды на Луне. Соглашение между Россией и Китаем предусматривает также «создание и эксплуатацию совместного информационного Центра исследований Луны и открытого космоса».
Особую важность этому российско-китайскому пакту придает то обстоятельство, что он создаст возможность для обхода антикитайского запрета на сотрудничество в космосе, подписанного в 2011 году. За счет интеграции в передовую космическую программу Китая, Россия, которая в настоящее время не ограничена аналогичными запретами на сотрудничество с западными державами, может обеспечить обходной путь для Китая.
Российско-американские планы о взаимодействии в рамках таких программ как «Лунные ворота», а также в рамках совместных запусков космических кораблей, запланированных до 2021 года, по-прежнему остаются в силе, так что надежда на развитие в этом направлении пока жива. Несмотря на то, что Америка восстановила свою способность запускать пилотируемые космические аппараты, как показал запуск Crew Dragon в этом году, Бриденстайн заявил:
«Мы видим тот день, когда российские космонавты смогут летать на американских ракетах, а американские астронавты — на российских. Необходимо помнить о том, что половина Международной космической станции принадлежит Российской Федерации, и если мы хотим иметь постоянный и беспрепятственный доступ к ней, нам следует быть готовыми к взаимной отправке космических экспедиций на транспортных средствах друг друга».
Читайте также
Последние новости