Следующая новость
Предыдущая новость

Дорогой в 30 лет

14.12.2017 12:20
Дорогой в 30 лет

На протяжении многих лет Варьеганский этнографический парк-музей под открытым небом бережно хранит историю и традиции коренных жителей Севера.
Мечта родилась и осуществилась
Терпкий, чуть горьковатый запах хвои, прозрачное, почти бесцветное небо, прочерченное силуэтами сосновых ветвей, припорошенные белым до синевы снегом деревянные строения. Попадая на территорию Варьеганского этнографического парка-музея, словно входишь в другой мир, оставив за воротами долгие и беспокойные годы технического прогресса.
Он открылся три десятилетия назад. Нет, наверное, правильнее будет сказать: родился. Так рождаются долгожданные дети, которым заботливые родители отдают сердце. Музей стал любимым детищем его создателя Юрия Вэллы.
В 1985 году Нижневартовский район посетил выдающийся российский ученый, один из крупнейших специалистов в области этнографии Измаил Гемуев. Здесь он встретился с поэтом, философом, общественным деятелем, членом Союза писателей России Юрием Вэллой. В одном из разговоров этнограф высказал мысль о создании в Варьегане музея. Эта идея запала в душу Юрия Кылевича, давно мечтавшего в традиционной среде создать не классическое, застывшее хранилище истории, а открытый живой уголок национальной культуры.
Вскоре в Варьегане развернулось бурное музейное строительство. Первой экспозицией комплекса стал летний дом, в 1987 году привезенный со стойбища Андрея Казамкина. По крупицам всем селом принялись собирать историю Варьегана, фамильных родов. Орудия охоты и рыбалки, украшения и предметы быта пополняли фонд музея. Варьеганцы несли сюда все, что могло представлять хоть какой-то исторический интерес. Так появились здесь и документы, позволяющие отследить развитие родов Казамкиных, Сардаковых, Айваседа, Иуси, испокон века составляющих основу села.
- Когда я привез первый экспонат, заметил глаза стариков, которые пришли, стали его рассматривать, - вспоминал о создании музея Юрий Кылевич. – Глядя на эти предметы, они узнавали их. Говорили не только о их назначении, но и вспоминали, чей это предмет – хантыйский или ненецкий, кто его изготовил, старик или молодой, был он левшой или правшой. Я подумал, что в следующем поколении эти способности получать информацию по предмету потеряются. А через предметы, которые мы собираем в экомузее, молодежь могла бы познавать эти элементы жизни.
Юрий Вэлла привозил экспонаты с брошенных стойбищ, ему доверительно отдавали семейные реликвии.
- Например, от одной семьи у меня был именной медальон, подаренный прадеду за благотворительность обществом Красного креста, организованным царскими дочерьми, - рассказывал основатель музея. – Оказывается, наши предки занимались благотворительностью.
Со временем музейный двор пополнился хозяйственными постройками, охотничьими и рыболовными атрибутами.
И хочется вернуться
Музей стал центром Варьегана. Изначально объединенные общей идеей его создания, сельчане привыкли проводить здесь свое свободное время. На какой-то период он заменил клуб. Люди стали приходить сюда не по анонсированной программе, а просто так – посидеть, поговорить за чашкой чая, поделиться с детьми и внуками воспоминаниями о таком недавнем, но уже и далеком прошлом.
На основе этих воспоминаний складывались экскурсионные программы для гостей музея. Их уникальность в том, что здесь можно не просто посмотреть со стороны на то, как жили и живут лесные люди, но и самому ненадолго стать частью этой жизни, окунуться в ее самобытность. Например, пройти обряд окуривания дымом, который должен очистить душу человека от всего плохого и заполнить добром и светом. Послушать сказку на певучем национальном языке, принять участие в мастер-классе, выстрогав из дерева игрушечный облас или соорудив из лоскутов куклу-оберег.
Здесь можно познакомиться с традиционными видами деятельности местных жителей, узнав много интересного об оленеводстве, рыболовстве и сборе дикоросов, увидеть, как в глиняных печах выпекают румяные лепешки из черемуховой муки. И с пылу с жару отведать этих лепешек, запивая ароматным травяным чаем.
Этот маленький, словно нетронутый течением времени мир, казалось бы, незатейливый и открытый, полон загадок. И те, кто побывал в музее один раз, возвращаются сюда снова, привозя с собой друзей и знакомых, детей и внуков, чтобы поделиться с ними очарованием традиционной жизни местного населения.
Книга отзывов музея исполнена теплых слов благодарности, написанных на разных языках мира. Здесь побывали гости не только из множества регионов России, но и представители ближнего и дальнего зарубежья: Украина, Эстония, Киргизия, Польша, Бельгия, Франция, Индия. И это далеко не полный список географических точек, где навсегда поселилась частичка сибирского колорита.
Лабаз и свадебные ритуалы
Сегодня в архитектурном комплексе Варьегана представлены жилые и хозяйственные постройки, которые разделены на летние и зимние, в том числе летний берестяной чум и зимний моховой дом-полуземлянка. Здесь же разместились строения для хранения продуктов.
Вниманию посетителей представлены нарты для оленьей упряжки, выдолбленный из цельного дерева облас, различные ловушки и приспособления для охоты или рыбалки.
Но наибольший интерес, конечно, представляют священно-культовые сооружения – лабаз рода Сардаковых из святого места хранительницы-богини Ягурьяха и деревянный сруб для хранения медвежьих костей.
Среди этих предметов старины особенно впечатляет преисполненное таинства проведение обрядов, будь то национальные игры, зажжение священного огня или свадебные ритуалы.
Он стоял у истоков
Одним из подразделений варьеганского парка является дом-музей Юрия Вэллы, идейного вдохновителя и создателя комплекса, который был реконструирован в 2016 году по инициативе семьи поэта. Здесь выставлены его личные вещи, книги, портрет и бюст. В одном из помещений - комнате отдыха - сохранилась та же обстановка, что была при жизни писателя. Стоит его любимое кресло, рабочий столик, диван, личная библиотека и книги Юрия Кылевича, изданные на разных языках.
Судьба рода Вэллы необычна. Чтобы спасти его от истребления при советской власти, хозяин стойбища Айваседа представил членов семьи на перепись как родственников. Официально Вэллы исчезли. Юрий родился под фамилией Айваседа. Но литературным именем взял себе настоящую, традиционную родовую фамилию.
Сегодня ханты и ненцы живут вместе, мирно. Еще бытуют воспоминания о давних распрях, но теперь эти народы связаны большим количеством браков. Две сестры Еремея Айпина вышли замуж за мужчин рода Айваседы. Сын Даши Айпиной и Александра Айваседы считает себя ненцем. В семье Юрия Вэллы и его жены-ханты дети называют себя ханты или ненцами - в зависимости от того, какой язык знают лучше. Иногда кажется, что ненцы говорят по-хантыйски несколько больше, чем ханты по-ненецки.
Живы культура и надежда
Когда пополняются музейные хранилища, возрождаются традиции, реставрируются святилища, это значит, что в регионе живет культура, живет надежда.
Недаром Варьеганский этнографический парк-музей под открытым небом празднует свой юбилей в те дни, когда Югра отмечает очередной день рождения. Его история – отдельная страница в историческом атласе земли Югорской.
Высоко оценила работу музея губернатор Югры Наталья Комарова, побывав здесь во время одной из рабочих поездок.
- Сохранять традиции важно и нужно, - отметила глава региона. - В этом сила региона и государства в целом.
Этнографический туризм стал визитной карточкой Югры. Сегодня соприкоснуться с укладом коренных народов, познакомиться с жизнью в чумах, научиться запрягать оленей хотят не только российские туристы, но и представители других стран. Общий туристический поток за прошлый год в Югре составил 530 тысяч человек. По этнотурам регион посетили около 16 тысяч туристов.

Источник

Последние новости