Книга Кэтрин Белтон «Люди Путина: как КГБ вернул себе контроль над Россией, а затем взялся за Запад» рассказывает о том, как теневой истеблишмент в нестабильной стране использовал политические потрясения, чтобы достичь такой степени могущества и богатства, что теперь он контролирует большую часть государства и экономики России.
На первый взгляд, она посвящена возвышению авторитарного лидера России Владимира Путина, а также политической и экономической системы — путинизма, которую он и его соратники создали за последние 25 лет. Однако Путин выступает здесь как персона, воплощающая власть и богатство главного органа безопасности Советского Союза — Комитета государственной безопасности, известного всему миру под аббревиатурой КГБ.
Таким образом, это история о могуществе глубинного государства и о том, как оно использует для укрепления своей власти государственные институты, негосударственные структуры, личные связи и, в конечном итоге, силовые органы. Автор рассказывает об использовании войн, угроз насилия, призывов к национальной гордости и патриотизму, а также о неограниченной коррупции. Итак, речь идет о ненадежности демократии и коррупционной природе власти в современном государстве.
Книга начинается, как и многие другие хорошие истории, с бури. В данном случае, буря — это народное восстание в Восточной Германии в 1989 году. Огромные толпы маршируют по улицам городов, пикетируют здания государственных органов, разрушая символы репрессивного режима, а также, что наиболее символично, стену, отделяющую Восточный Берлин от Западного. Эти толпы появились и на пороге местного офиса КГБ в Дрездене с намерением ворваться в здание и уничтожить все следы советской спецслужбы, работавшей тогда рука об руку с ненавистной восточногерманской секретной полицией Штази.
Путин, в то время ординарный оперативник КГБ в Дрезденском отделении, вынужден в спешке уничтожить документы, а затем бежать на ближайшую военную базу. Потрясенный распадом восточногерманского государства и его последующим исчезновением в результате поглощения Западной Германией, Путин дает клятву никогда не допустить подобной судьбы для своей родины.
Однако на самом деле Советский Союз все же последовал этому примеру. Он распался вскоре после своего германского сателлита и раскололся на ряд самостоятельных государств, самым крупным из которых была Россия. В этом хаосе старый порядок был разрушен, и к власти пришло правительство во главе с Борисом Ельциным. Коммунизм был отвергнут, и в стране была установлена демократия и свободная рыночная экономика.
Те, кто был связан со старым режимом, также потеряли свою власть. Михаил Горбачев, который так много сделал для того, чтобы возвестить о конце Советского Союза, сам был отстранен от президентской власти. Коммунистическая партия была запрещена, а руководители КГБ потеряли работу. Некогда всемогущая спецслужба была разделена на четыре отдельные организации.
Посредством интервью с некоторыми ведущими политическими деятелями тех лет, а также благодаря своему глубокому знанию российской политики, журналистка Белтон объясняет, как случилось, что на самом деле КГБ никуда не исчез. Хотя официально служба была распущена, многие из ее средних и высших чинов появились во властных структурах в годы Ельцина, чтобы восстановить свою власть и вернуть большую часть привилегий. Книга Белтон — история КГБизма, загробной жизни этой организации и ее воскрешения при Путине и его соратниках.
Фоном для возрождения КГБизма было ужасающее состояние финансов российского правительства после перехода к рыночной экономике в январе 1992 года. Стесненное в средствах правительство Ельцина добывало деньги, продавая государственные предприятия с аукциона тем бизнесменам, у которых имелись хорошие связи. Так в одночасье возникли миллиардеры, ставшие новыми влиятельными фигурами в годы правления Ельцина. По одной из оценок, к тому времени, когда Ельцин оставил свой пост, почти 50 процентов национального богатства страны находилось в руках всего семи бизнес-магнатов.
Экономические проблемы продолжали накапливаться, и Ельцин становился все более зависимым от этих олигархов. Катастрофический обвал национальной валюты в 1998 году, за которым последовал дефолт по государственному долгу, а вскоре началась война в Чечне, вынудил Ельцина уйти в отставку и назначить на свое место фигуру, которая была бы приемлемой для его критиков, но при этом оставалась под контролем «семьи». Ельцин ошибочно полагал, что таким человеком является Владимир Путин, и тот был назначен исполняющим обязанности президента в канун нового 1999 года.
Путин был популярен. После возвращения из Восточной Германии он в конечном итоге возглавил остатки КГБ в Москве, а затем сыграл решающую роль в жестком ответе чеченскому сепаратизму. Авторитарный лидер обратился к населению, уставшему от политических и экономических неурядиц.
«Россиянам, – пишет Белтон, – это показалось глотком свежего воздуха. По сравнению с больным и немощным Ельциным, у них внезапно появился лидер, который реально контролировал ситуацию». Вскоре были назначены выборы, и Путин одержал уверенную победу, став президентом страны в марте 2000 года.
Путин и его гвардия приступили к обузданию власти новых миллиардеров. Им угрожали, шантажировали, подкупали, чтобы они передали свои предприятия в руки союзников Путина. Как только со старыми миллиардерами было покончено, Путин и новые олигархи, которые теперь контролировали всю российскую промышленность, начали расширять свое влияние за рубежом за счет инвестиций и привлечения иностранного капитала. Только в 2005 году они собрали более 4 миллиардов долларов за счет продажи акций в Лондоне. Российские акции принесли огромную прибыль лондонским банкирам, юристам, консультантам и пиар-агентствам, поэтому новый российский истеблишмент был принят в британской столице с распростертыми объятиями.
Даже американский магнат в сфере недвижимости Дональд Трамп был втянут в орбиту Путина. Получив в качестве приманки возможность построить прибыльную «башню Трампа» в Москве, он стал сторонником Путина в двухтысячные годы, а их поддержка друг другу во время предвыборной компании Трампа в 2016 году широко известна.
Теперь Трампа нет, но Путин и его глубинное государство остаются. От демократии в России почти ничего не осталось, и «государство в государстве» полностью контролирует экономику, военную сферу и внешнюю политику страны. Его влияние простирается далеко за пределы России в международные финансовые и политические центры силы, такие как Лондон и Вашингтон.
«Люди Путина» — это книга, открывающая глаза, лучшее на данный момент исследование такого феномена, как путинизм. Хотя многие из описанных в ней процессов характерны исключительно для России, книга, тем не менее, может служить для всех предупреждением о хрупкости демократии и опасностях «глубинного государства».
Читайте также
Последние новости