С 2016 года, как неформальный лидер группы из 13 стран-экспортеров нефти, не входящих в ОПЕК, Россия играет важную роль в ценообразовании на мировом рынке нефти, как и Саудовская Аравия, ведущая страна ОПЕК. В настоящее время между ними имеются серьезные разногласия по поводу того, как реагировать на глобальный экономический кризис, спровоцированный падением спроса на нефть из-за вспышки вируса COVID-19. Саудиты настаивают на дополнительных сокращениях добычи, бремя которых страны ОПЕК и независимые производители должны разделить в пропорции 2:1. Россия не видит никакой необходимости в дальнейшем сокращении добычи, поскольку, с ее точки зрения, прежние ограничительные меры, предпринятые странами, вошедшими в группу ОПЕК+, позволили американской сланцевой индустрии заполнить образовавшийся вакуум и захватить значительную долю рынка.
После резкого падения цен на нефть, большое количество относительно мелких нефтедобывающих компаний в Соединенных Штатах ожидает банкротство, как это уже происходило в 2015 году, когда Саудовская Аравия наводнила рынок дешевой нефтью. Начиная с 2014 года, благодаря высоким ценам и техническому прогрессу буровые компании, добывающие сланцевую нефть в США, увеличили объем производства и довели долю сланцевой нефти в общем объеме добычи до трети. Таким образом, общий объем добычи увеличился с 5,7 миллиона баррелей в сутки в 2011 году до рекордных 17,94 млн баррелей в сутки в 2018 году, причем Соединенные Штаты опередили по этому показателю как Саудовскую Аравию, так и Россию, превратившись в крупного экспортера после того, как в декабре 2015 года президент Барак Обама, получив поддержку Конгресса, снял 40-летний запрет на экспорт сырой нефти.
Объединив таких независимых производителей, не входящих в ОПЕК, как Азербайджан, Бахрейн и Боливия, Казахстан и Мексика, Россия совершила прорыв и утвердила свою роль лидера в декабре 2016 года, когда страны ОПЕК и группа экспортеров, не входящих в ОПЕК, договорились о сокращении добычи для устранения избытка предложения на мировом рынке. Превышение предложения над спросом быстро нарастало уже с начала 2016 года.
Король Салман бин Абдулазиз после своего вступления на престол Саудовской Аравии в январе 2015 года решил пойти на нормализацию отношений с Кремлем. Он направил своего любимого 29-летнего сына Мохаммеда, заместителя премьер-министра и министра обороны, вместе с министрами иностранных дел и нефти, на международный экономический форум в Санкт-Петербург, который проходил в июне того же года. Во время встречи с российским президентом Владимиром Путиным принц Мохаммед бин Салман обсуждал инвестиции в российскую экономику, столь желательные для Москвы на фоне экономических санкций, введенных США и Европейским Союзом. После того как Кремль в сентябре начал военную интервенцию в Сирии с целью поддержки сирийского президента Башара аль-Асада, принц прилетел в Сочи, чтобы встретиться с Путиным и получить от него заверения, что Россия не планирует формировать военный альянс с Ираном.
Возвращение Ирана на мировой рынок в январе 2016 года, которое произошло после сделки с мировыми державами по поводу денуклеаризации страны, и выход США на экспортный рынок спровоцировали перенасыщение. Цены упали до 27 долларов за баррель, тогда как во время пика в середине 2014 года этот показатель составлял 115 долларов, а затем стабилизировались на уровне около 50 долларов за баррель. Это подтолкнуло Путина и принца Салмана встретиться в кулуарах саммита большой двадцатки в китайском Ханчжоу и договориться о сотрудничестве, направленном на ограничение добычи и устранение избыточного предложения, что должно было способствовать росту цен.
В результате, в декабре 2016 года страны ОПЕК и независимые производители договорились о первом совместном сокращении добычи: доля ОПЕК составила 1,2 млн. баррелей в сутки, а доля независимых производителей – 558 тысяч баррелей в сутки. Сократив суточную добычу на 500 тысяч баррелей, Саудовская Аравия пошла на снижение объема производства на 4,5 процента с прежнего показателя в 10,56 млн. баррелей в сутки, а Россия сократила добычу на 300 тысяч баррелей в сутки. Сразу после этого цена на нефть марки Brent подскочила на 10 процентов, почти достигнув 52 долларов за баррель, а цена техасской нефти WTI выросла на 9 процентов и составила 49,5 доллара за баррель.
Проведение согласованной взаимовыгодной стратегии в области экспорта нефти подготовило почву для укрепления связей между Эр-Риядом и Москвой. Король Салман стал первым в истории саудовским монархом, посетившим Москву. В октябре 2017 года в ходе этого визита стороны подписали 15 соглашений о сотрудничестве в таких сферах как нефтедобыча и поставки вооружений на общую сумму в 3 миллиарда долларов, и даже о совместных космических исследованиях. Путин предложил продать Саудовской Аравии передовые российские противоракетные системы С-400, однако монарх не решился принять его предложение.
Одновременно с королевским визитом Консультативный совет Саудовской Аравии организовал в Москве встречу для лидеров деловых кругов обеих стран. В качестве новоназначенного наследного принца Мохаммед присутствовал на церемонии открытия чемпионата мира по футболу в Москве в июне 2018 года как личный гость президента Путина.
После сокрушительных ракетных ударов по объектам нефтедобычи в Саудовской Аравии в сентябре 2019 года Путин повторил свое предложение по поводу продажи зенитно-ракетных комплексов С-400 во время пресс-конференции 16 сентября. Она состоялась после его встречи по сирийскому урегулированию с турецким и иранским коллегами. «Мы готовы помочь Саудовской Аравии защитить ее народ, – сказал он. – Им необходимо принять разумные решения, как это сделал Иран, приобретя наши С-300, как поступил Реджеп Тайип Эрдоган, приняв решение о покупке самой современной системы ПВО С-400». Однако, поскольку Соединенные Штаты выступали категорически против того, чтобы Саудовская Аравия приняла предложение Путина, король Салман продолжал колебаться.
Тем не менее, во время своего государственного визита в Эр-Рияд в октябре прошлого года Путин привез с собой большинство членов своего кабинета и около ста ведущих российских бизнесменов. Он и его партнер-монарх вместе наблюдали за подписанием 21 двустороннего соглашения, среди которых были миллиардные инвестиционные контракты в таких секторах как авиакосмическая промышленность, культура, здравоохранение и высокие технологии. Во время встречи с наследным принцем, Путин упомянул, что национальный инвестиционный фонд Саудовской Аравии выделил 10 миллиардов долларов на совместные инвестиционные проекты в России.
На нефтяном фронте рыночная доля России в последнее время сокращается в связи с увеличением экспорта нефти из Саудовской Аравии и США, а также скидками, которые Эр-Рияд начал предоставлять покупателям для наращивания своей доли рынка. Срок действия соглашений о сокращении добычи, подписанных в 2019 году между странами группы ОПЕК+, истекает 31 марта, и для сохранения ограничений необходимо было заключить новое соглашение. В то же время, за период с 1 января по начало марта цены на нефть снизились на 20 процентов до 46 долларов за баррель под влиянием самой теплой зимы за всю историю наблюдений в Северном полушарии и внезапной вспышки коронавируса COVID-19 в Китае.
Картель ОПЕК разработал план, предусматривающий сокращение добычи еще на полтора млн. баррелей в сутки (1 миллион – страны ОПЕК и 500 тысяч – независимые производители). Путин отверг какие бы то ни было сокращения, поскольку, по его мнению, все предыдущие сокращения лишь позволили американским производителям сланцевой нефти увеличить свою долю рынка настолько, что Соединенные Штаты стали ведущим экспортером нефти в мире.
Возмущенный таким отказом, наследный принц Мохаммед бин Салман приказал объявить о значительных скидках для покупателей саудовской нефти после 1 апреля. Государственная нефтяная компания Saudi Aramco также объявила о своем намерении увеличить добычу до беспрецедентного уровня 12,3 млн. баррелей в сутки, (в настоящий момент этот показатель составляет 9,8 млн. баррелей в сутки). Россия в свою очередь объявила об увеличении добычи на 300 тысяч баррелей в сутки. К концу торгов 9 марта цены на нефть Brent и американскую WTI упали примерно на 25 процентов до 34,36 и 31, 13 долларов за баррель соответственно. Мировые рынки вошли в штопор. Федеральная резервная система США влила миллиарды в финансовую систему страны с 12 марта, и с тех пор рынок остается крайне нестабильным: индекс Доу-Джонса снизился более чем на 30 процентов в годовом исчислении.
Противостояние между Путиным и Салманом продолжается, а аналитики задаются вопросом, кто из них «моргнет первым». В России безубыточная цена для бюджета составляет 42,5 доллара за баррель, и это означает, что ее экономика менее зависима от нефтяных доходов, по сравнению с Саудовской Аравией, благодаря военной промышленности, которая экспортирует вооружения, уступая в этой сфере лишь Соединенным Штатам. В Саудовской Аравии, по данным Международного валютного фонда, безубыточная цена для бюджета составляет 85 долларов за баррель. Однако, золотовалютные резервы Эр-Рияда, составляющие 496 миллиардов долларов, по состоянию на сентябрь 2019 года превышали резервы России (419 млрд. долларов).
В России на ископаемые виды топлива приходится около 64 процентов общего объема экспорта. Нефтегазовый сектор покрывает 46 процентов общего объема государственных расходов и обеспечивает около 30 процентов ВВП. В свою очередь, в Саудовской Аравии на нефтяной сектор приходится примерно 85 процентов доходов королевства, 90 процентов экспорта и 42 процента ВВП.
После введения американских и европейских санкций в 2014 году Россия пережила длительную рецессию, которая завершилась после 2017 года, в том числе благодаря росту цен на нефть. С тех пор экономика стабилизировалась, но недавняя размолвка с Эр-Риядом привела к снижению обменного курса рубля на 10 процентов.
Под давлением низких цен на саудовскую нефть в 2015 году сланцевая нефтедобывающая индустрия США снизила свою точку безубыточности с 65 до 45 долларов за баррель. Однако, сейчас, когда нефть продается по 30 долларов, она вновь столкнулась с серьезной угрозой. Если это положение сохранится надолго, история повторится, и многие мелкие буровые компании США окажутся банкротами из-за того, что не смогут погасить кредиты банков, которые приняли в качестве обеспечения неразработанные запасы нефти. Можно не сомневаться, что такое событие порадует Кремль.
Комментарий читателя
Доктор Мамдух Саламех, эксперт по мировому рынку нефти, 21 марта 2020 года.
Эта статья не внесла в обсуждение темы ничего нового, за исключением фактической ошибки, связанной с заблуждением автора. Речь идет о том, что США якобы добывали в 2018 году 17,94 миллиона баррелей в сутки, опережая как Саудовскую Аравию, так и Россию. Эта раздутая цифра могла исходить только от Управления энергетической информации США (EIA).
В 2019 году EIA сообщало, что добыча нефти в США составляет 12,2 миллиона баррелей в сутки. Если вычесть 4,349 миллионов баррелей газового конденсата, который не считается сырой нефтью, получится 7,851 миллиона баррелей в сутки, что сильно отличается от 12,2, о которых заявляло EIA.
Россия в настоящее время является крупнейшим в мире производителем сырой нефти и будет оставаться таковой в обозримом будущем. Садовская Аравия не в состоянии выиграть ценовую войну против России, и к тому же не имеет производственных мощностей, способных наводнить мировой рынок нефтью, как грозит Эр-Рияд.
Кроме того, если Саудовская Аравия утверждает, что может направить 10 миллионов баррелей в сутки на экспорт в апреле и мае, почему тогда компании Saudi Aramco необходимо сократить объемы переработки в апреле и мае, чтобы высвободить сырую нефть для экспорта?
Мировая экономика понесет большие потери от этой ценовой войны, а самыми крупными «пострадавшими» будут сланцевая индустрия США и Саудовская Аравия.
Читайте также
Последние новости