Важно понять, является ли основной причиной санкций, наложенных Соединенными Штатами на российский газопровод «Северный поток-2» стремление американцев заставить Европу покупать у них больше сжиженного природного газа (СПГ), или они хотят наказать Москву за незаконную аннексию Крыма. Официально заявленная цель имеет два направления: не допустить усиления зависимости Западной Европы от поставок российских энергоресурсов и в то же время ослабить экономическое влияние Москвы в Восточной Европе.
Этот вопрос имеет большое значение: если цель состоит в том, чтобы спасти Европу от российского доминирования, европейцы на это не согласны. Они вполне уверены, что способны сами выбрать наиболее надежного и выгодного поставщика энергоносителей, и рассматривают Соединенные Штаты лишь в качестве одного из альтернативных источников, способствующих диверсификации поставок. Другими энергетическими партнерами Евросоюза являются Норвегия, Алжир, Катар и Нигерия. Между тем, на континенте строятся терминалы для приема танкеров и регазификации СПГ.
«СПГ часто оказывается более дешевым вариантом, благодаря высокой насыщенности рынка, – говорит главный аналитик газового рынка в компании IHS Markit INFO Майкл Стоппард. – Крупные поставщики трубопроводного газа в Европу, такие как Россия, предпочитают не наводнять рынок еще больше. В результате, в условиях снижения спроса на газ, СПГ является относительно устойчивым источником».
Одно дело, если Соединенные Штаты готовы конкурировать на равных условиях. И совсем другое – если они используют свои экономические санкции в качестве инструмента недобросовестной конкуренции. Речь идет, прежде всего, о российском газопроводе «Северный поток-2», представляющем собой фактически вторую очередь действующего с 2012 года «Северного потока-1». Новый трубопровод позволяет не только России удвоить объемы поставок природного газа в Европу, но и обойти своего врага – Украину. «Северный поток-2» принадлежит корпорации «Газпром» и представляет собой 10-миллиардный проект, предусматривающий прокладку 1234 километров труб по дну Балтийского моря до восточного побережья Германии. Соединенные Штаты утверждают, что у России нет технологий, необходимых для завершения строительства. Москва, в свою очередь, заявляет, что к 2021 году газопровод будет введен в эксплуатацию.
В настоящее время на Россию приходится около 39 процентов общего объема поставок природного газа в Европу. Соединенные Штаты поставляют 3,5 процента, хотя, по данным Европейской комиссии, в 2019 году в Европейский Союз направлялось около трети всего американского СПГ.
Сенатор-республиканец от штата Техас Тед Круз является наиболее решительным сторонником санкций, вступивших в силу в декабре 2019 года. Он заявил, что проект «Северный поток-2» является проигрышным для Европы во всех отношениях. Во-первых, он будет служить для финансирования территориальных претензий России, а во-вторых, трубопровод позволит обойти Украину и лишить ее доходов от транзита, необходимых для поддержания экономики на плаву. Как известно, Украина пошла на стратегическое сближение с Западом, создав конфликт с Россией, с которой ее объединяли общие культурные и деловые интересы.
«Для Европы было бы гораздо лучше зависеть от поставок энергоресурсов из Соединенных Штатов, чем подпитывать Путина и Россию, становиться все более зависимой от нее и подвергаться экономическому шантажу», – заявил сенатор Круз в декабре, сразу после утверждения санкций против «Северного потока-2». Принятый Вашингтоном закон предусматривает, что санкции будут применяться к любому стороннему субъекту, участвующему в строительстве или финансировании этого проекта. В тот момент швейцарский подрядчик, компания Allseas Group, прекратила работы по прокладке газопровода, а крупные инвесторы, такие как Shell Oil and Engie, были сильно озадачены маневрами Вашингтона.
Однако, у Круза имеется скрытый мотив: он представляет государство, которое экспортирует нефть и природный газ, и которому необходимо увеличить свою долю на европейском рынке, особенно сейчас, когда падение спроса в сочетании с избыточным предложением привело к падению цен и массовой потере рабочих мест в нефтегазовом секторе США.
Санкции против «Северного потока-2» призваны помочь США получить доступ на европейские рынки природного газа. Но они также произвели косвенный эффект, поскольку вынудили Россию вести переговоры с Украиной. В конце 2019 года две страны официально заключили контракт на транзит российского природного газа в Европу через украинскую газотранспортную систему сроком на пять лет. Общий объем транзитных сборов оценивается в 7 миллиардов долларов.
Если, что весьма и весьма маловероятно, эти переговоры приведут к расширению взаимодействия между ними, и последующему уходу России из Украины и Крыма, санкции достигнут своей цели. Однако, развитый мир уже вводит санкции против России, блокируя передачу технологий для разработки нефтегазовых месторождений, а также препятствуя финансированию подобных проектов. Кроме того, Россия была исключена из состава «большой восьмерки». Экономика страны сокращается, а снижение цен на энергоносители ведет к уменьшению доходов государства и бюджетному дефициту.
Благодаря изобилию природного газа из нетрадиционных источников, начиная с 2017 года, Соединенные Штаты являются чистым экспортером СПГ. Дональд Трамп стремится внушить американскому народу, что благодаря его усилиям страна добьется глобального энергетического доминирования, то есть обеспечит собственные потребности и будет экспортировать сланцевую нефть и газ по всему миру. В связи с этим, Федеральная комиссия по регулированию в сфере энергетики США одобрила строительство десятка СПГ-терминалов в дополнение к пяти уже существующим.
«В настоящее время спрос на СПГ крайне низок, – сказал председатель Федеральной комиссии Нейл Чатеджи во время телеконференции, инициированной Атлантическим советом. – Американские компании пытаются заключить долгосрочные контракты, и США в настоящее время являются чистым экспортером энергоносителей. Это имеет положительные последствия как экономического, так и геополитического характера: американские поставки – это альтернатива сотрудничества с Россией, и она выгодна для наших союзников. А спрос раньше или позже восстановится».
Крупнейшими европейскими рынками сбыта американского СПГ являются Великобритания, Испания и Франция. Но самой желанной добычей является Германия, которая находится в процессе закрытия всех ядерных и угольных электростанций. Германия давно провозгласила своей целью заменить большую часть этой энергии за счет развития возобновляемых источников. Однако, прежде чем это произойдет, она будет нуждаться в большом количестве природного газа для поддержания баланса мощности, то есть для обеспечения потребителей энергией в периоды, когда солнечная и ветровая энергетика не смогут выполнять эту задачу.
Следует помнить и о том, что американские санкции были встречены в Германии с явным раздражением, поскольку, как выразились многие, эти антироссийские меры носят «экстерриториальный характер».
Европейский Союз будет стремиться расширять сеть источников поставок природного газа, независимо от того, будут ли действовать санкции США в отношении «Северного потока-2» или нет. В Западной Европе подобные карательные меры рассматриваются, по большей части, как излишне жесткие. В Восточной Европе, и особенно на Украине, санкции приветствуются как механизм принуждения России к переговорам.
Мир геополитики отличается сложностью, но одно очевидно: если соединенные Штаты рассчитывают получить более широкий доступ к европейским рынкам природного газа, им следует полагаться на свободное предпринимательство и честную конкуренцию, а не на методы принуждения.
Читайте также
Последние новости