Следующая новость
Предыдущая новость

Цыгане Башкирии делают «сумнакАй» из грязи

Цыгане Башкирии делают «сумнакАй» из грязи

— Ты ром? — спросила юная цыганка на перроне в Аксаково.

— Нет, коньяк, вернее, серная кислота для вас. Никаких гаданий, приворотов и фальшивого золота. Брысь отсель.

Я ехал с десятью цыганами аж до Москвы, предварительно зайдя к бригадиру поезда. Ораву предупредили: «Будете шуметь, пакостить, воровать — на ближайшей станции отправитесь в КПЗ».

Ромалы простили меня за яблоки и печеньки для их детей и рассказали о своей жизни.

Я разговорился с их главным — Маратом, плюгавым мужичком лет 50, без толерантной витиеватости.

— Где ваши кибитки, таборы, песни? Вы вышли из Митры и дошли до Тамбова, чтобы стать этнической преступностью, исчадием ада, заставляете своих детей наркоту продавать, зомбируете стариков! Не зарабатываете своими руками.

— Таборования больше нет, примерно с конца 70-х годов. Песни поем еще как, но часто без гитар. В начале 90-х осели те, кто еще мотался по сезонным калымам, включая торгашей. Тогда же многие перешли на продажу марихуаны и опия. Для решения вопросов в захолустных городках организовывали съезды.

— Сходки воровские, так ведь? А ты у них барон? Перстень у тебя полкило весит.

— Не барон, а баро (от слова большой, старший). Что ты хочешь? Нам с 17-го года объявили геноцид, мы изначально проклятые. Нам ребенка отвести в поликлинику — проблема, в больницах даже за взятки плохо лечат. Это вы сами разделили всех на плохих цыган и всех остальных. А как нам кормить такую ораву? Вот и остается делать сумнакАй (золото) из грязи.

— Ну-ка, ну-ка, как интересно «сумнакАй»…

— Это как наказ после утренней «планерки»: «яндерЭ тэ — сумнакАй — анашЭ тэ». Как бы девиз такой: делай (неси) золото и беги.

У нас своя культура и традиции. Вот ты сейчас останешься без денег и документов (я встревожился и пощупал бумажник), тебе ни одна собака не поможет. А мы в любом месте найдем хотя бы одного цыгана и выкрутимся. У нас взаимовыручка — закон. Вот у вас всякие хипстеры серьгу в ухе носят, а у нас это означает, что парень — круглый сирота и ему надо дать денег и помочь. Это целый ритуал. У цыганок с девственных пор — один мужчина на всю жизнь, если не умрет. Мужики не работают по хозяйству, они за все отвечают, за стратегию, как на войне, например, за кого замуж выдавать. Смертность, особенно детская, у нас высокая, большинство на учете в полиции с юности. Много рецидивистов среди нас. Это вы живете, а мы — выживаем. Нас не берут никуда. Узнают, что цыган — сразу от ворот поворот. Вот и остается — торговля, гадания и предсказания.

— Наркота, аферы, воровство, ты хотел сказать. Но вы можете хотя бы пенсионеров не обманывать?

– Стариков сегодня облапошивают все, кому не лень, включая их собственных внуков. Мы испытываем любого человека на жадность и глупость. Мы такие же россияне, как и вы. У нас паспорта есть. Но в больших городах цыгане уже не те, не помогут своим, только если третье колено в родне. В Башкирии ромал мало. Есть немного в Белебее, Октябрьском, Стерлитамаке, под Уфой. Есть бригады «гастролеров» — отработают в каждом городе по два дня и уезжают.

Ты точно не ром?

— Нет, но песни ваши очень люблю, а некоторые даже пел (из к/ф «Табор уходит в небо»)

Много интересного рассказали о себе ромалы.

В последние годы слышал и об обрусевших цыганах. Они плохо знают свой язык, и работают в официальной торговле. Некоторые баро имеют свои стройфирмы на юге России, где работают ромалы и не воруют ни камешка.

Может быть, издать закон об их интеграции в легальную жизнь, обучении профессиям? Правительству удалось переломить ситуацию с трудоустройством инвалидов по квотам на предприятиях и субсидированием рабочих мест. Наверное, из цыган надо перестать с детства делать наркодилеров, воров и жуликов. Потому что мировая практика показала, что искоренить этническую преступность решетками невозможно. Дороже встанет. Это особенно чувствуется на кладбищах, где похоронено немало умерших от наркотиков, кстати, цыган среди них почти нет.

Источник

Последние новости