Шквал дипломатической активности в последнее время и частые поездки ливанских политических группировок в Москву создали впечатление, что Россия готова взять на себя роль посредника в Ливане в попытке расширить свое влияние за пределы измученной войной Сирии и распространить его на политически недееспособный и финансово обанкротившийся Ливан.
Последний визит делегации движения «Хезболла» в Россию был наиболее значительным контактом между двумя странами, поскольку «Хезболла» является ключевым партнером Москвы по спасению режима Башара аль-Асада и доминирующей политической силой в Ливане.
Партнерство в Сирии осуществлялось при посредничестве Тегерана, который преследует ту же цель, что и Путин: сохранить режим Башара аль-Асада и разгромить суннитские джихадистские движения. Оно предусматривало разделение обязанностей: Тегеран обеспечивал религиозное рвение и казну, а Москва — огневую мощь и дипломатическое прикрытие в ООН.
Иран мобилизовал шиитских боевиков со всего мира, а Москва предотвратила все попытки Совета Безопасности ООН выдать мандат на применение военной силы, подобное тому, что произошло в свое время в Ливии при Каддафи.
Заявление России, выражающее поддержку назначенному премьер-министром Сааду Харири, сделанное по итогам встречи между российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым и Харири в Абу-Даби, стало недвусмысленным сигналом о том, что Россия заинтересована в более заметном влиянии в Ливане.
Таким образом, вопрос заключается в том, готов ли Иран разделить свое влияние в Ливане с Россией, и намерена ли Москва оказывать воздействие на Иран в Бейруте, чтобы ограничить его влияние в Дамаске, то есть уменьшить масштабы присутствия «Хезболлы» в Сирии.
До сих пор России и Ирану как-то удавалось скрывать напряженность и мирно сосуществовать в Сирии, несмотря на разногласия. Однако, учитывая потенциальную возможность сделки между Вашингтоном и Тегераном, Москва может стать более щепетильной в том, что касается ее слабеющего влияния на Ближнем Востоке. Дело в том, что на фоне беспрецедентного ухудшения отношений между Владимиром Путиным и американским президентом Джозефом Байденом Россия планирует наращивать свою напористость на мировой арене.
На прошлой неделе Байден и Путин обменялись нелицеприятными замечаниями. Байден мог бы уклониться от ответа, когда его спросили, считает ли он президента Путина убийцей, но он предпочел дать прямой ответ, сказав «да, считаю».
Это заявление коренным образом отличается от дипломатичного ответа его предшественника Дональда Трампа, который решил переменить тему, когда его спросили о преследованиях российских оппозиционеров режимом Путина, отделавшись фразой «США тоже делали много плохого».
Напряженность между Москвой и Вашингтоном, несомненно, проявится прежде всего в районах конфликтов. Здесь важно напомнить, что во время холодной войны Ливан склонялся в сторону Запада, а его армия до сих пор оснащается американской военной техникой и обучается американскими инструкторами.
После потери Ливии, Ирака и других ближневосточных рынков сбыта вооружений, под влиянием России осталась только Сирия, поэтому Москва может счесть для себя привлекательной возможность расширить свое присутствие в Ливане, где соперничающие политические силы ищут сверхдержаву, готовую стать их покровителем. Впрочем, Иран может и не захотеть уступить кому-либо свое влияние в Ливане, а Соединенные Штаты могут оказаться просто вынуждены продемонстрировать больший интерес к внутренней политике этой страны, чтобы сдержать поползновения России. Тогда Вашингтон, вероятно, начнет направлять своих представителей и поддерживать различные инициативы ливанского урегулирования. Скорее всего, это будет французская инициатива, которая остро нуждается в американском локомотиве.
Впрочем, для Ливана ключевой вопрос заключается в том, что же Россия может предложить. Ливан нуждается в срочной финансовой поддержке, а это явно не тот тип помощи, который обычно предлагает Россия. Несмотря на свое значительное влияние в Сирии, Москва не может предложить этой разрушенной войной стране никакой финансовой поддержки, необходимой для восстановления экономики, и не может обратиться за поддержкой к другим странам, пока не будут отменены американские санкции, введенные на основании так называемого Закона Цезаря. Этот закон наделяет Вашингтон правом вето при принятии решения о восстановлении Сирии.
Москва даже не предоставила достаточное количество своей вакцины «Спутник V», чтобы помочь сдержать распространение пандемии Covid-19 в Сирии. Однако Россия безусловно может сыграть ключевую роль в координации международных усилий по возвращению сирийских беженцев.
Пока остается неясным, когда Вашингтон осознает важность и стратегическую ценность Ливана и перестанет видеть его исключительно в региональном контексте. Недееспособное государство с хрупкой и нестабильной обстановкой в области безопасности может стать благодатной почвой для России, которая стремится расширить свое влияние в Ливане и на Ближнем Востоке в целом.
Ливан оказался в ловушке между двумя сценариями. Первый заключается в том, что страна окажется изолированной, и решать проблему выведения его из кризиса будут местные политики. В рамках второго сценария Ливан снова станет полем битвы для региональных и мировых держав, соперничающих за влияние.
Читайте также
Последние новости