На этой неделе российское Министерство обороны показало фотографии, на которых, по мнению русских, изображены фрагменты американских крылатых ракет, запущенных в ходе недавних авианалетов в Сирии. «Сейчас их изучают наши эксперты, – сказал генерал-полковник Сергей Рудской. – Результаты их работы будут использованы для улучшения российских вооружений».
Обломки, показанные публике, трудно признать неопровержимыми доказательствами, поэтому мы не можем принять утверждение Рудского за чистую монету. Но чисто теоретически, давайте предположим, что русские на самом деле захватили значительную часть крылатых ракет дальнего радиуса действия, включая Tomahawk. Что российские инженеры могли бы сделать с ними?
Любая ракета, выпущенная в противника, по определению считается одноразовой, и поэтому она сконструирована таким образом, чтобы в случае попадания в руки противника неповрежденной, не раскрыть слишком много секретов. Однако, в современной ракете есть некоторые элементы, которые умный противник мог бы использовать.
Подпись к изображению: Ракетный эсминец USS Porter дает залп ракетой Tomahawk 7 апреля 2017 года в Средиземном море
Подобное уже происходило ранее. Наиболее известен случай, когда советские инженеры скопировали ракету «воздух-воздух» Sidewinder. В 1998 году шесть ракет Tomahawk уцелели в Пакистане во время залпа по афганским базам под управлением Усамы бен Ладена. Согласно сообщениям, пакистанские и китайские ученые тщательно исследовали эти ракеты и использовали усвоенные уроки при создании собственных вооружений.
Однако, истинная ценность захваченной ракеты заключается не в том, что она может помочь в создании аналогичного оружия. Важно другое: изучая оружие противника, можно найти способ перехватывать его более эффективно.
Несколько лет назад журнал Popular Mechanics совершил экскурсию по лаборатории средств радиоэлектронной борьбы компании BAE Systems в городке Нашуа, штат Нью-Гемпшир. Компания работает над созданием средств подавления ракет земля-воздух, которые могут быть нацелены на военные или гражданские самолеты. Эта борьба между российскими и американскими инженерами не закончилась вместе с холодной войной. Посетить лабораторию BAE Systems – это значит своими глазами увидеть эту борьбу, увидеть, как захваченное оборудование становится интеллектуальным активом.
BAE Systems не покупает системы ПВО у России или Китая. Вместо этого неизвестные «друзья правительства» (читай, разведслужбы США и их союзников) поставляют компании ракеты, захваченные на поле боя. Эти обломки ожидает долгая загробная жизнь, полная безжалостных испытаний.
Первая остановка «пленной ракеты» — в чистой комнате, где она подключена к испытательному стенду, с тем чтобы инженеры могли изучать команды, которые система управления подает на свои рулевые ребра. Исследователи в лаборатории радиоэлектронной борьбы выясняют, как ракета отслеживает свои цели, и в ходе этой электронной вивисекции обнаруживаются любые новые методы.
Эта предварительная оценка – лишь начало длинной «жизни после смерти» захваченной ракеты. Снова и снова ее мозг проходит через процедуру целевого сбора данных и пытается довести себя до героической самоубийственной кончины. Тысячи 10-минутных компьютерных симуляций позволяют исследователям менять переменные и повторно тестировать ее, если потребуется, в течение многих лет. В ходе своего визита в лабораторию, корреспондент Popular Mechanics видел «стволовой мозг» ракеты, которая отбывала свое заключение, подвергаясь бесконечным испытаниям на протяжении более семи лет.
Захваченные ракеты также используются в качестве подопытных морских свинок. Например, пластины, оборудованные зеркалами, направляют лазерные лучи, которые ослепляют инфракрасные системы самонаведения в носовой части ракет. Эти эксперименты в реальных условиях также сохраняют данные для дальнейших высокоточных симуляций.
У русских имеются собственные крылатые ракеты. Фактически они недавно доказали, что это оружие неплохо работает, запустив ракеты «Калибр» с военных кораблей в Каспийском море по целям, которые Россия назвала «объектами террористов» в Сирии. Ракеты используют GPS и автономное наведение – весьма надежная система. Однако, некоторые из них, возможно, падали на пути, что свидетельствует о том, что системы наведения в ракетах Tomahawk более надежны. (Эти системы дополнены спутниковой и инерциальной навигацией с цифровым отображением рельефа местности).
Разумеется, у России имеется и собственная лаборатория, подобная лаборатории BAE Systems, где ученые смогут исследовать неповрежденные системы самонаведения или коммуникационные антенны с восстановленной ракеты Tomahawk, а также проверять эффективность своих систем ПВО против американских ракет. Антенны могут быть протестированы на предмет уязвимости для систем РЭБ, детали двигателя могут помочь обнаруживать ракету с помощью инфракрасного излучения, а данные с бортовой системы навигации могут быть использованы для информирования о местоположении радиолокационной станции системы ПРО.
На днях Министерство обороны России заявило, что планирует «в ближайшем будущем» поставить Сирии новые системы противовоздушной обороны. Таким образом, давний поединок между американскими и российскими производителями вооружений продолжится. А, стало быть, будут новые «кошмары наяву» для захваченных в плен управляемых ракет.
Читайте также
Последние новости