Следующая новость
Предыдущая новость

Что делает Индия на российском Дальнем Востоке?

11.10.2019 12:07
Что делает Индия на российском Дальнем Востоке?

Хотя в 2019 году Индия впервые принимала участие в работе Восточного Экономического Форума, она не новичок на российском Дальнем Востоке. Индия открыла консульство во Владивостоке в 1992 году, став первой страной в мире, сделавшей это. В последующие десятилетия ее интерес к дальневосточному региону, богатому запасами нефти и газа, возрос. Еще в 2001 году Индийская национальная нефтяная компания приобрела 20-процентную долю в сахалинских запасах энергоресурсов, и за последние пару лет индийские компании начали активно проявлять интерес к инвестициями в российский Дальний Восток. К примеру, в декабре 2017 года Tata Power объявила, что получила лицензию на добычу энергетического угля на сумму 4,7 миллиона долларов на угольной шахте на Камчатке.

Помимо предоставления Индии доступа к ресурсам, ее участие в развитии российского Дальнего Востока «может проложить путь для перемещения в регион индийских трудовых ресурсов, как квалифицированных, так и неквалифицированных», заявил один из членов делегации Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI), сопровождавшей Моди во время его визита во Владивосток. По его словам, индийские рабочие могут получить выгоду от трудоустройства в таких трудоемких секторах, как судостроение и добыча полезных ископаемых на российском Дальнем Востоке.

Индия и Россия также планируют открыть морской маршрут, связывающий Владивосток с южно-индийским городом Ченнаи. Помимо сокращения почти вдвое расстояния и времени, необходимого для доставки морских грузов из Индии в Россию, маршрут Ченнаи — Владивосток может стать для Индии альтернативой Суэцкому маршруту, от которого в настоящее время зависит вся ее торговля с Европой.

Но экономические интересы лишь частично объясняют развитие сотрудничества Москвы и Дели на российском Дальнем Востоке. Геополитические и стратегические расчеты также являются важными факторами партнерства.

Увеличение присутствия на российском Дальнем Востоке обеспечивает рост влияния Индии в регионе, находящемся в непосредственной близости от Китая. Использование морского маршрута Ченнаи — Владивосток не только увеличит присутствие Индии в Южно-Китайском море, где доминирует Китай, но и рассматривается как мера по противодействию китайской инициативе «Пояс и путь», которая усилила влияние и присутствие Китая в соседнем с Индией регионе.

Что касается России, то роль, которую Индия может играть в качестве потенциального противовеса Китаю на российском Дальнем Востоке, лежит в основе решения Москвы включить Индию в ВЭФ, поэтому вполне возможно, что Россия рассматривает возможность притока индийского капитала и рабочей силы на Дальний Восток как способ компенсировать подавляющее китайское присутствие в регионе.

Индийско-российское сотрудничество на российском Дальнем Востоке носит взаимодополняющий характер. Индийские аналитики отмечают, что в регионе, богатом природными ресурсами, не хватает рабочей силы. Российскому Дальнему Востоку нужны капитал, технологии и рынки. Между тем, Индия является страной с избытком рабочей силы и дефицитом ресурсов, остро нуждающейся в электроэнергии, минеральных ресурсах и сельскохозяйственных угодьях. Обе страны в состоянии удовлетворить запросы друг друга, сказал представитель FICCI, отметив, что это «открывает хорошие перспективы для сотрудничества между Индией и Россией на [российском Дальнем Востоке]».

«Потенциальное открытие Северного морского пути, разработка Японией плана из восьми пунктов в 2016 году, подход Южной Кореи к России на основе девяти мостов сотрудничества в рамках Новой Северной политики — все это указывает на рост интереса восточно-азиатских стран к российскому Дальнему Востоку», — пишет сотрудник исследовательского фонда Observer в Нью-Дели Ниведита Капур.

Между тем, социально-экономическая ситуация в регионе не изменилась, о чем свидетельствует миграция населения оттуда, считает доцент Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета Артем Лукин. Более того, в регионе по-прежнему складывается неблагоприятная ситуация с иностранными инвестициями. Миллиарды долларов инвестиций, говорит он, которые привлечены в последние годы в регион, скорее можно назвать намерениями, а не реальными проектами. Перспективу имеют лишь единицы, а те немногие, которые развиваются — это нефтегазовые проекты на Сахалине. Эти сделки были заключены еще в 1990-х и 2000-х годах, до того как Москва обратила свое внимание на восток.

По словам Лукина, азиатские инвесторы, в том числе Китай, «держатся на расстоянии от российского Дальнего Востока». Они считают, что «риски ведения бизнеса в этом регионе не оправдывают ожидаемую прибыль», говорит он.

Кроме того, раскол между Западом и Россией, свидетельством которого стало введение США санкий против России, отпугивают потенциальных иностранных инвесторов от Дальнего Востока.

Индийские бизнесмены также могут посчитать, что риски ведения бизнеса на российском Дальнем Востоке намного перевешивают прибыль. Является ли интерес Индии к региону в большей степени обусловленным стратегическими и геополитическими соображениями, чем серьезными деловыми интересами?

Источник

Последние новости