Следующая новость
Предыдущая новость

ЧП в школе Башкирии: кто виноват и что делать?

19.04.2018 13:43
ЧП в школе Башкирии: кто виноват и что делать?

Почему произошла трагедия в стерлитамакской школе № 1? Почему 17-летний ученик коррекционного класса решил выяснить отношения с одноклассниками и учительницей с помощью ножа? Почему он думал о суициде? Кто виноват в этой ситуации и что делать — эти извечные вопросы снова не дают покоя общественности.

«Электрогазета» обратилась за эксклюзивным комментарием по этому поводу к депутату Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, председателю комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике Эльвире Аиткуловой.

— В любой ситуации, когда происходит ЧП с участием школьников, мы начинаем сразу разбираться с системой образования. Но мне кажется, что здесь нужно смещать парадигму на работу с родителями. Ребёнок в школе находится большую часть времени, но не основную. Основную часть времени он проводит с родителями, дома. Поэтому очень важна родительская позиция, контроль и внимание со стороны родителей. Но в данном конкретном случае мы имеем дело с ребёнком, которому поставлен официальный диагноз. В этой ситуации его даже жалко, потому что у него проблемы со здоровьем, он по объективным причинам не может контролировать свои эмоции, своё поведение. Это ребёнок, которого надо лечить, совершенно по-другому выстраивать отношения с ним.

Конечно, мы не можем полагаться на то, что каждый родитель является «профессиональным» родителем, занимается со своим ребёнком. Сейчас родители больше знают о своих правах, чем об обязанностях. Я ни в коей мере не хочу сейчас задеть родителей конкретно этого мальчика, просто в этой ситуации хочу разобраться — какова сейчас модель взаимодействия родителей и школы. Стерлитамакская школа неоднократно обращалась в разные инстанции по поводу этого мальчика, с ним работали психологи, были разговоры с родителями. Система понимала, что он не может учиться в обычной школе. И родители должны были принимать решение, чтобы обучать его в специальных школах, которые у нас тоже есть. Да, наша страна, наконец-то, пришла к системе инклюзивного образования. Но, не сбрасывая эту систему со счетов, нужно учитывать, что когда в здоровье ребёнка есть такие отклонения, может быть, лучший выход — это коррекционные школы. По закону об образовании сейчас возможно даже семейное образование, когда ребёнок обучается в семье, а квалификационные работы, экзамены сдаёт уже в школе и получает документ общего образца.

Потому что, если говорить о безопасности, то мы и так уже все школы оснастили металлоискателями, системами электронных пропусков. Как только происходит ЧП, мы воздвигаем новые баррикады. Но физически невозможно обыскивать каждого ребёнка каждый день, чтобы он вошёл в школу. Таким образом не получится гарантировать безопасность.

При этом не надо ударяться в крайности и убирать всех особенных детей из обычных школ. Родители должны понимать свою меру ответственности. Конечно, каждый родитель считает, что его ребёнок самый лучший, и никто не скажет, что его ребёнок представляет угрозу для общества. Нужно думать, прежде всего, о комфорте для ребёнка. В коррекционных школах очень мало детей в классах, другой график жизни, более грамотное сопровождение врачей, психологов, дефектологов. Нужно руководствоваться интересами ребёнка. Если ребёнок болеет, то не надо настаивать, чтобы он учился в обычной школе. Амбиции родителей понятны, но каково ребёнку в обычной школе? В коррекционной школе и отношения складывались бы более комфортно, и чувствовал бы он себя по-другому.

ЧП в Стерлитамаке — сигнал, что нужно обязательно обсудить, как выстраивать взаимодействие власти и родительского сообщества. Как родительское сообщество должно взаимодействовать внутри себя и со школой. Возможно, сейчас школе нужны особые компетенции для общения с родителями. Потому что родителями стало поколение 90-х, и выстраивать с ними диалог приходится в других параллелях, нежели с теми, у кого было пионерское прошлое, — считает Эльвира Ринатовна.

Свое видение ситуации изложил и начальник Управления по контролю и надзору в сфере образования РБ Айбулат Хажин:

— Сейчас все образовательные учреждения имеют достаточный уровень безопасности. Но ведь к каждому ребенку надсмотрщика не приставишь. Это, во-первых. Во-вторых, нам надо усиливать психологическую службу в школах. Ребенок обучался в коррекционном классе, имел сложности во взаимоотношениях со своими сверстниками, одноклассниками. И в семье было не все так гладко.

Если бы психологи своевременно реагировали на девиации в поведении детей, если бы более четко отслеживалась ситуация в социальных сетях, то трагедии можно было бы избежать. Ребенок состоял в группе в соцсетях с асоциальным направлением. Своевременная реакция не дала бы такой ситуации. В итоге ребенок был упущен. Только плотное взаимодействие школы, психологической службы и семьи — это единственный механизм, который может предотвратить такого рода трагедии.

Еще один момент, о котором нельзя не упомянуть. Излишняя популяризация такого рода событий. У детей появляется стремление к ложной популярности. Когда кто-то совершает какое-то правонарушение и становится «героем», поскольку об этом пишут все СМИ. Сейчас у молодежи идет погоня за лайками. Отсюда и стремление к ложной популярности. Важным становится, не то, сколько у тебя реальных друзей, готовых помочь в трудную минуту, а то, сколько у тебя «френдов», которые поставили лайки в социальных сетях.

Депутаты Госсобрания — Курултая РБ намерены на ближайшем пленарном заседании рассмотреть проект закона «О внесении изменения в статью 5 Закона Республики Башкортостан «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Комиссии теперь будут дополнительно заниматься выявлением и пресечением противоправных действий среди детей и подростков, а также случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям.

— Случившаяся накануне трагедия в одной из стерлитамакских школ, в очередной раз напомнила о важности профилактической работы в подростковой среде, — прокомментировал Председатель Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан Константин Толкачев. — Противоправные действия, совершаемые школьниками, возникают не на пустом месте. Дети не рождаются преступниками. И никогда ими не станут, если своевременно вести с ними правильную психологическую работу, прислушиваться к ребенку, понимать его внутренний мир, ограждать от негативного воздействия деструктивных групп в социальных сетях. Психика человека в подростковый период крайне неустойчива, он переживает внутренний кризис, и чтобы внутренние переживания не вылились в агрессию, суицид или что-то еще, необходима психологическая поддержка со стороны взрослых. На своевременное оказание такой поддержки и нацелен разработанный законопроект.

Источник

Последние новости