В России скоро появится профессиональный, а затем и образовательный стандарт для специалистов сферы национальных и религиозных отношений. Он уже разработан и внесен в Министерство труда и соцзащиты, откуда после недолгой экспертизы уйдет прямиком в правительство.В России скоро появится профессиональный, а затем и образовательный стандарт для специалистов сферы национальных и религиозных отношений. Он уже разработан и внесен в Министерство труда и соцзащиты, откуда после недолгой экспертизы уйдет прямиком в правительство.Начнем с конкретного примера. Допустим, проведен опрос, и он показал, что 80% населения некоего населенного пункта поддерживает то или иное решение властей и лишь 20% против. Принимать или не принимать это решение? Казалось бы, все ясно: принимать. Но тут выясняется, что в эти 20% вошло все мусульманское население данного поселения. Р-р-раз! И ясности как не бывало. Точнее, яснее ясного, что предлагаемое решение, мягко говоря, является спорным.
— Наличие многочисленных этносов чрезвычайно усложняет систему управления, — констатирует член комиссии по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики президентского совета по межнациональным отношениям Игорь Барциц. И он знает, о чем говорит. — В советское время все 15 тогдашних республик, чтобы никого не обидеть и не создавать напряженности, упоминались в строго определенном порядке. То же относилось и к размещению их гербов.
Однако это, как показало дальнейшее развитие событий, не спасло ситуацию. Да и сейчас, в отсутствие массовой подготовки специалистов в сфере национальных и религиозных отношений, многие решения принимаются без учета их возможных негативных последствий, подчеркнул член президентского совета по межнациональным отношениям Вячеслав Михайлов:
— К примеру, когда выбрали для Олимпиады Сочи, возник так называемый «черкесский вопрос» — местные жители боялись негативных экологических последствий. Или взять добычу нефти и газа в Эвенкии, обратной стороной которой стали тысячи трупов оленей. Да что там греха таить: когда принимали решение о расширении Москвы, не проводили этнологической экспертизы. И в итоге мегаполис окончательно истощил демографию средней России. А зачем разделили школьный курс ОРКСЭ по отдельным религиям? Концентрироваться-то надо не на различиях, а на том, что у нас общего!
Вывод, по словам эксперта, напрашивается сам собой:
— Надо готовить огромное число этнологически грамотных людей; этнологическая экспертиза должна присутствовать при каждом решении властей, будь то на государственном, региональном или муниципальном уровне. При этом должны быть эксперты как для политической системы, так и для народного хозяйства. Взять хотя бы структуру управления огромной страной, состоящей из 80 с лишком регионов, — это же дикость! Давным-давно вывели формулу, по которой оптимальное число регионов для нашей страны — 22. Тогда все они будут самодостаточными, а не сплошь дотационными, как получилось сейчас.
— Да, все эти сложности обязательно надо учитывать! — подчеркивает Барциц. — Управленцы должны уметь в зависимости от состава аудитории «фильтровать» свою речь, ведь в Москве тот или иной тезис руководителя будет восприниматься совсем не так, как, скажем, в Махачкале. Таким образом, плюс к профессиональным навыкам управленцев и исполнителей региональных и особенно муниципальных органов власти, необходимо формировать особую управленческую культуру. А это значит, что нужен стандарт подготовки специалистов этого профиля.
Такой профстандарт, как оказалось, уже готов и коснется двух групп работников. Во-первых, специалистов среднего и высшего звена — например, для работы с трудовыми мигрантами. Во-вторых, руководителей в сфере этнокультурного и религиозного многообразия России, включая специалистов высочайшего класса, чьей задачей станет проведение экспертизы по выявлению ограничений национальных и религиозных прав граждан России и их дискриминации.
Экспертиза документа ускоренными темпами идет в Минтруда, после чего он будет передан на утверждение правительства. А уже через год на основе профстандарта появится стандарт образовательный. Точнее, сразу 15 стандартов по разным направлениям подготовки во главе с религиоведением, регионоведением, теологией и социологией пообещал замдиректора департамента высшего профобразования Минобрнауки Сергей Пилипенко.
По ним, уточнил замначальника управления Агентства по делам национальностей Александр Ненашев, будут готовить специалистов как для гражданского общества (например, для структур, касающихся межнациональных и межгосударственных отношений), так и для четырех государственных блоков. Это экономика (например, развитие арктических регионов потребует правовых, исторических, этнологических и других компетенций); общественный порядок и государственная безопасность (все занятые правоохранительной деятельностью должны быть просвещены в этой области или консультироваться у специалистов); экспертиза в территориях, где ведущаяся хозяйственная деятельность не входит в рамки традиционного мироощущения коренного населения; международная деятельность. Особенный упор — на подготовку муниципальных служащих, ответственных за межнациональные отношения на местах.
— Профессиональные требования к работникам закладываются в требования к специалистам, которые будут приниматься на исполнительские или управляющие должности, — разъяснил «МК» член управляющего совета Ассоциации российских религиоведческих кадров Вильям Шмидт. — Те, кто уже работает, могут пройти повышение квалификации или профильную подготовку в области религиоведения или этнологии.
— Пока речь идет о подготовке около 1 тыс. государственных и гражданских служащих плюс около 2,5 тыс. в муниципальных образованиях, — уточнил «МК» Ненашев. — Это потенциальные участники профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Ну а вообще, чем больше наших граждан имеют такие знания, тем комфортнее будет жизнь в нашей стране. Это позволит гасить конфликты на стадии зарождения и не силовыми методами, а самим обществом!
Читайте также
Последние новости