30 сентября 2015 года Российская Федерация официально начала военную кампанию в Сирии, поскольку правление президента Башара аль-Асада оказалось под угрозой. Россия остановила наступление оппозиционных сил, которые действовали при поддержке Запада, Турции и стран Персидского залива, и фактически спасла баасистский режим в Дамаске. Это проложило путь к расширению российского военного присутствия на Ближнем Востоке, заставив некоторых наблюдателей заговорить о «возрождении России как мировой державы» или даже проводить параллели с региональным геополитическим соперничеством времен холодной войны.
Почему Россия вмешалась?
Некоторые наблюдатели связывают решение Кремля официально вмешаться в ход гражданского конфликта в Сирии с визитом в Москву в июле 2015 года генерала Кассема Сулеймани, покойного командующего силами Корпуса стражей исламской революции, который был убит Соединенными Штатами в Багдаде в начале января нынешнего года. По их мнению, иранский генерал якобы убедил президента России Владимира Путина направить войска и спасти президента Сирии.
Однако, маловероятно, чтобы Кремль нуждался в таком убеждении. Падение режима Асада ставило под угрозу интересы России в Восточном Средиземноморье и лишало ее еще одного регионального союзника. Это стало бы серьезным ударом по Москве, особенно после инициированного Западом свержения ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году. Тогдашний президент России Дмитрий Медведев поддержал Вашингтон, за что его жестко критиковал премьер-министр Владимир Путин.
Решение Москвы о вмешательстве в сирийский конфликт также объясняется страхом Кремля перед так называемыми «цветными революциями». Годом ранее прозападная революция на Украине вызвала резкую реакцию в Кремле, что привело к присоединению Крыма и интервенции на Донбассе.
Еще одним существенным фактором были напряженные отношения с Западом после введения санкций из-за Крыма. Учитывая тупиковую ситуацию в украинском конфликте, вмешательство в Сирии давало российскому руководству еще один фронт, где оно могло усилить свои позиции в переговорах с Западом.
Чего Россия достигла в Сирии в политическом плане?
Российским ВКС благодаря превосходящей военной мощи удалось относительно быстро изменить ход войны. Хотя провозглашенной целью кампании была борьба с террористическими группировками, российская армия нацелилась на все оппозиционные группировки, действовавшие при поддержке Запада, которые и без того страдали от внутренних разногласий и были вынуждены воевать на два фронта — против Дамаска и ДАИШ. Поворотным моментом стало возвращение под контроль правительства города Алеппо. Это событие ознаменовало начало неуклонного отступления оппозиционных сил и формирования новой оси между Россией, Ираном и Турцией.
В январе 2017 года был запущен Астанинский формат мирного урегулирования, в котором приняли участие вооруженные группировки, ранее поддержанные Западом, но затем оставленные, и сирийское правительство, а также Россия, Иран и Турция. В рамках этого формата были созданы четыре зоны деэскалации, где все стороны обязались прекратить военные действия. Это сняло с Асада бремя войны на нескольких фронтах и позволило сирийским правительственным войскам вместе с российскими и иранскими союзниками вернуть под свой контроль большую часть территории страны. Последней зоной деэскалации, остающейся под контролем оппозиции, является часть провинции Идлиб.
За пять лет России удалось не только сохранить власть сирийскому правительству, но и маргинализировать умеренную оппозицию, чье участие в правительстве было бы приемлемым для Запада. Ведущая роль в Сирии дала России рычаги влияния за пределами страны. Кроме того, успех России в Сирии побудил другие страны Ближнего Востока стремиться к улучшению отношений с Москвой на фоне ухода США из региона. В последние годы Москву посетили лидеры Саудовской Аравии, Катара, Египта, Иракского Курдистана, Ирака, Судана, не говоря о многочисленных визитах глав Израиля и Турции. Это позволило России вступить в ливийскую схватку, пусть и с опозданием, и попытаться влиять на судьбу страны, поддержав наступление главы Национальной ливийской армии, мятежного генерала Халифы Хафтара, на столицу страны Триполи.
Однако, несмотря на сильно возросшую дипломатическую активность в регионе и престиж на мировой арене, Россия на самом деле не достигла пока того уровня влияния, которым обладали Соединенные Штаты. Москва также не смогла использовать свою позицию в Сирии, чтобы начать диалог с Западом по санкциям и вынудить Западную Европу взять на себя обязательства по восстановлению разрушенной сирийской экономики.
Чего достигла Россия в экономическом аспекте?
Россия вступила в сирийский конфликт на фоне экономического кризиса, вызванного падением цен на нефть и последствиями западных санкций. На первом этапе это у многих вызывало озабоченность по поводу издержек, связанных с военной кампанией. По данным правительства, первые шесть месяцев войны обошлись российскому бюджету в 464 миллиона долларов, что по сравнению с расходами США в Ираке (почти 2 триллиона за шестнадцать лет, что соответствует примерно 125 миллиардам долларов в год) было более чем скромной цифрой.
Через два года после начала интервенции оборонный бюджет России сократился с 5,5 процентов ВВП (79 миллиардов долларов) в 2016 году до 3,7 процентов (614 миллиардов) в 2018 году, что ослабило опасения по поводу перерасхода средств на военные цели. В то же время, Россия использовала военную кампанию в Сирии как возможность испытать и продемонстрировать свои вооружения (то, что другие крупные экспортеры, такие как США и Израиль, также делали в регионе). В 2017 году Министерство обороны заявило, что в ходе военных действий было испытано около 600 новых видов оружия.
Однако, достичь заметных успехов в налаживании делового сотрудничества не удалось. Российский бизнес, за редким исключением, не хочет работать в Сирии. Дело в том, что Европейский Союз и США, которые являются крупными торговыми партнерами России, ввели жесткие санкции против Сирии, которых российские компании предпочитают избегать.
Это также осложнило процесс восстановления инфраструктуры в районах, сильно пострадавших от боевых действий, над которыми восстановило контроль сирийское правительство. Сама Россия не смогла выделить сколько-нибудь значительных средств на реконструкцию, и ей не удалось убедить сделать это ЕС или страны Персидского залива.
Ситуация еще более обострилась из-за углубляющихся экономических проблем Сирии, включая обвал национальной валюты, которые усугубились кризисом в Ливане. Финансовая помощь, которую Тегеран оказывал с самого начала войны, также иссякла из-за санкций США против Ирана.
Хотя экономические возможности в Сирии не были столь значительными для российской экономики, политические рычаги влияния, которые Москва приобрела благодаря своему вмешательству, открыли двери для расширения сотрудничества с другими странами Ближнего Востока. Так, в последние годы Россия заключила инвестиционные сделки на многие миллиарды долларов с Саудовской Аравией, ОАЭ и Катаром. Российские компании также получили выгодные энергетические контракты в Египте и Ливане, иракском Курдистане и Турции.
Какое влияние оказало участие в сирийском конфликте на внутреннюю обстановку в России?
Российская общественность, в том числе и большая часть политической оппозиции, позитивно восприняла нарратив российского правительства о борьбе с террористами в Сирии. Последовавшие сообщения о применении сирийской армией химического оружия и большом количестве погибших мирных жителей не поколебали общественного мнения.
Однако, были некоторые опасения, особенно среди старших возрастных групп, относительно повторения неудачи советской интервенции в Афганистане, которая привела к гибели более 15 тысяч советских военнослужащих и завершилась унизительным выводом войск. Российские власти были весьма чувствительны к этим опасениям и, по мнению некоторых экспертов, занижали данные о потерях. Тем не менее, фактическое число погибших военнослужащих действительно во много раз меньше, чем во время афганской войны. В марте 2019 года Министерство обороны России официально заявило, что за период с 2015 года в Сирии погибло 116 военнослужащих.
Несмотря на отсутствие активного антивоенного движения в России и озабоченность по поводу судьбы сирийского народа, российская общественность понемногу устает от этого конфликта. Опрос независимого «Левада-центра» в апреле 2019 года показал, что около 55 процентов респондентов считают, что Россия должна прекратить свою военную кампанию в Сирии, в то время как в 2017 году этот показатель составлял 49 процентов. Это чувство, по всей видимости, связано с растущим пониманием того, что у российского правительства имеются серьезные внутренние проблемы, и оно не может тратить всю свою энергию на урегулирование внешнего конфликта.
По мнению некоторых аналитиков, нынешними внешнеполитическими приоритетами для Москвы являются кризис в Беларуси и конфликт между Арменией и Азербайджаном. Это отодвинуло на второй план сирийскую войну, где Россия главным образом заинтересована в сохранении статус-кво, то есть замороженного конфликта.
Читайте также
Последние новости