Следующая новость
Предыдущая новость

Capital Economics: первые ласточки, указывающие на резкий экономический спад в Центральной и Восточной Европе

30.04.2020 16:37
Capital Economics: первые ласточки, указывающие на резкий экономический спад в Центральной и Восточной Европе

Появились обнадеживающие признаки того, что странам Центральной Европы удалось взять под контроль распространение вируса, и власти постепенно начинают ослаблять меры изоляции, что должно способствовать восстановлению экономической активности. Иначе обстоят дела в России, где число новых случаев заражения не проявляет никаких признаков замедления, что вынудило правительство продлить карантин.

Несмотря на эти различия, ни одна из стран региона не избежит экономического коллапса во втором квартале. Кроме того, появляется все больше свидетельств того, что снижение региональных показателей ВВП в нынешнем году будет сравнимо по масштабам с экономическими последствиями краха коммунистических режимов в начале девяностых годов.

На протяжении нескольких последних недель число случаев заражения коронавирусом в России и Турции продолжало резко расти, причем в Турции наблюдается самая сильная вспышка эпидемии среди всех развивающихся рынков. Между тем, кривые распространения инфекции в Центральной Европе сглаживаются, и власти некоторых стран готовятся к постепенному ослаблению мер изоляции.

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что экономика России хорошо перенесла вспышку коронавируса в марте. Однако, они, вероятно, отражают тот факт, что правительство не спешило с введением мер изоляции, и обвал экономической активности, скорее всего, покажут апрельские данные. Российские финансовые рынки в этом месяце стабилизировались, и это дало возможность Центральному банку пойти на снижение процентных ставок. Эксперты полагают, что у них в резерве имеются и иные меры стимулирования экономики.

Хотя в Турции имеет место самая сильная вспышка пандемии среди всех стран с развивающимся рынком, власти страны по-прежнему настойчивы в своем отказе от введения самых жестких мер изоляции. Несмотря на это, нарастают признаки крупномасштабного экономического спада. Руководство страны предприняло согласованные усилия для поддержки национальной валюты, но их способность продолжать интервенции весьма ограничена, и в последнее время становятся все более заметными усилия правительства по сокращению импорта.

Фондовые рынки отчасти восстановили утраченные за последний месяц позиции. Государственные облигации выросли, как в Турции, так и в России, но состояние национальных валют существенно отличается.

В течение последних нескольких недель число подтвержденных случаев заражения коронавирусом в России и Турции продолжало резко расти, и в настоящее время в Турции наблюдается самая сильная вспышка заболевания среди всех развивающихся экономик. В то же время, показатели распространения вируса в Восточной Европе сгладились, причем впереди всех идет Чешская республика, где власти сообщают о менее чем 100 новых случаях в день (в момент пика в конце марта этот показатель составлял более 400 случаев в день).

В Турции и Эстонии самые высокие показатели заражения на душу населения: более 1200 случаев на миллион человек. Аналогичный показатель для большинства прочих стран региона составляет около 500. В Венгрии наблюдается самый высокий уровень смертности в регионе – более 10 процентов, в то время как в России он составляет всего 0,9 процента. В России, как и в странах Балтии, тестирование проводится в гораздо более массовом порядке по сравнению с другими странами.

Чешское правительство ввело строгие меры изоляции в начале марта, когда количество подтвержденных случаев было еще низким, и за последний месяц, если судить по Оксфордскому индексу строгости, власти страны ослабили ограничения в большей степени, чем в других страны мира. Российские власти, напротив, ужесточили ограничения и продлили срок изоляции до 11 мая. Эти меры, по всей вероятности, будут оставаться в силе до тех пор, пока число новых случаев не начнет снижаться.

Последние данные свидетельствуют о том, что в марте вспышка коронавируса не оказала существенного влияния на экономику России. Рост промышленного производства замедлился с 3,3 процента в годовом исчислении в феврале до 0,3 процента в марте. Между тем, рост объема розничных продаж, напротив, увеличился в марте до восьмилетнего максимума в 5,6 процента. Это, вероятно, отражает влияние приобретение товаров про запас, а также повышенную покупательскую активность, вызванную ожиданиями, что падение обменного курса рубля в ближайшее время отразится на ценах. Действительно, аналогичный всплеск продаж имел место и в конце 2014 года.

Однако, эта высокая база закладывает основы для резкого обвала в апреле. Неофициальные данные показывают, что количество перемещений в крупных городах резко сократилось с 23 марта. Властям пока не удается сдержать распространение заболевания, причем число новых случаев заражения в день сохраняется на уровне 6 тысяч человек. По скорости распространения инфекции Россия уступает лишь Соединенным Штатам. Похоже, это обстоятельство вынудило Кремль продлить режим изоляции до 11 мая.

Российские финансовые рынки хорошо перенесли обвал цен на нефть на протяжении последних нескольких недель, и это отражается в колебаниях спрэдов на долларовые облигации, которые выросли не столь значительно, как в предыдущие периоды стресса. Это во многом связано с улучшением фундаментальных макроэкономических показателей страны за последние годы. Стабилизация финансовых рынков, а также растущие признаки негативного влияния мер по сдерживанию пандемии коронавируса на экономику побудили Центральный банк снизить процентные ставки на 50 базисных пунктов в этом месяце, и эксперты ожидают применения дальнейших мер стимулирования в будущем.

После обвала во второй половине марта, в апреле мировые фондовые рынки частично восстановились на фоне появившихся признаков того, что пандемию удается держать под контролем, а также благодаря усилению политической поддержки со стороны правительств и центральных банков. На страновом уровне, большинство акций выросло примерно на 10 процентов за последний месяц, хотя Венгрия отстает от других стран ЦВЕ.

Что касается рынка облигаций, за последние недели резко упала доходность 10-летних долговых бумаг в Турции и России. Это отражает растущие ожидания того, что центральный банк России еще больше смягчит свою денежно-кредитную политику, а также интервенции турецких монетарных властей на рынке государственных облигаций. В то же время, это скрывает некоторую слабость турецких рынков, поскольку за последний месяц премия по кредитным дефолтным свопам возросла на 100 базисных пунктов и достигла самого высокого уровня с 2008 года.

За прошедший месяц большинство национальных валют стабилизировались или укрепились. Российский рубль вырос более чем на 5 процентов по отношению к доллару, несмотря на продолжающееся падение цен на нефть до минимума за двадцать лет. Турецкая лира, напротив, обесценилась по отношению к доллару более чем на 8 процентов, и власти, судя по всему, осуществляют интервенции на валютном рынке, чтобы предотвратить дальнейшую девальвацию лиры.

Источник

Последние новости