Поскольку Китаю удалось пережить последствия финансового кризиса, не зафиксировав значительного замедления в «официальных» показателях ВВП, игра «угадай реальные темпы роста» стала одной из самых популярных занятий среди профессиональных экономистов. В то время как ставки для ученых на материковой части Китая намного выше (один из них подвергся цензуре и угрозам после предположения, что рост ВВП на материке может быть ближе к 2 процентам), исследователи в американских аналитических центрах предлагали свои оценки в пределах от 2 процентов до 4 (что, по общему признанию, ставит Китай далеко впереди США).
Но поскольку инвесторы и экономисты снова настороженно смотрят на Китай, так как признаки замедления роста вновь угрожают ввергнуть весь мир в рецессии, группа исследователей из Института Брукингса опубликовала статью, подробно описывающую механизм того, как власти в Пекине раздувают показатели ВВП страны, в то же время оценивая экономику Китая примерно на 12 процентов меньше, чем предполагают официальные данные. Brookings опубликовал статью в четверг, всего через два дня после того, как партийные лидеры на ежегодном Национальном съезде партии понизили свой прогноз экономического роста до 6–6,5 процентов ВВП.
Хотя документ посвящен периоду между 2008 и 2016 годами, это последнее свидетельство того, что замедление экономического роста в Китае было более серьезным, чем предполагалось, и что темпы роста по сравнению с прошлым годом — худшие в Китае с начала 1990-х годов — на самом деле могут быть ниже 6 процентов (по сравнению с 6,6 процентами).
По словам представителей Брукингского Института, большая часть манипуляций в официальной правительственной статистике Китая происходит на местном уровне. Подверждая то, что Financial Times назвала «наследием маоистского государственного планирования», власти в Пекине спустили целевые показатели роста местным чиновникам, которые используют их для составления официальной статистики, которую они возвращают центру.
«Национальные счета Китая основаны на данных, собранных местными органами власти. Однако, поскольку они получают вознаграждение за достижение целевых показателей роста и инвестиций, у них есть стимул искажать местную статистику. Национальное бюро статистики Китая (НБС) корректирует данные, предоставляемые местными органами власти для расчета ВВП на национальном уровне», — отмечают авторы исследования.
Доказательства этого очевидны: год за годом общая сумма показателей роста провинций Китая больше, чем нескорректированные национальные показатели, публикуемые Пекином. Хотя центральные власти обвинили три провинции в подделке своих данных еще в 2017 году, мало что было сделано, чтобы препятствовать этой практике.
Получая раздутые данные, Национальное бюро статистики Китая изо всех сил пытается их скорректировать, и, хотя, по сообщениям, до 2008 года показания были более точными, в последнее время цифры стали завышаться еще больше, по мнению экспертов Брукингса.
«НБС проделало большую работу, чтобы отсеять фальшивые цифры, добавленные местными властями, но у него просто не хватает сил, возможностей и стимулов, — рассказал FT Майкл Чжэн Сонг, профессор экономики в Китайском университете Гонконга. — Было бы несправедливо обвинять НБС в фабрикации показателей ВВП».
Итак, теперь, когда еще раз подтвердилось то, что многие подозревали — что это может значить для торговых переговоров между США и Китаем? Что ж, похоже, это подтверждает аргумент, высказанный обозревателем FT в начале этой недели, о том, что президент Си может потерять столько же от неудачной торговой сделки, что и президент Трамп.
Вот несколько других выводов из упомянутой статьи:
Но поскольку власти стремятся скрыть любую информацию, которая будет противоречить их изложению экономических фактов, теперь можно подождать, чтобы увидеть, объявит ли Пекин бывшего председателя ФРС и экономиста Брукингского института Бена Бернанке (участвовавшего в исследовании) «персоной нон грата».
Читайте также
Последние новости