Значимые изменения роли Центральной Азии в международных делах, происшедшие менее чем за десять лет — от «игнорирования» до придания статуса «стратегически важного» региона — привлекло к нему внимание ведущих мировых держав, превратив его в зону острой конкурентной борьбы. Политическая нестабильность, экономический спад, коррупция, манипулирование выборами и многие другие проблемы стали барьерами для плавного перехода этих государств к независимым демократическим формам правления. Внутриполитическая борьбы и неспособность властей обеспечить баланс влияния крупных держав осложнили прилагаемые усилия по диверсификации экономических связей.
Богатые природными ресурсами регионы Центральной Азии не являются конкурентами для стран Персидского залива и России на международной экономической и политической арене. Несмотря на это, такие крупные державы, как США, Китай и Россия, соревнуются в объемах инвестиций в местные экономики, стремясь получить доступ к их энергоресурсам. В отличие от общих проблем начала 1990-х годов, когда иностранные инвестиции в основном направлялись на противодействие незаконному обороту наркотиков, борьбу с терроризмом и повышение торгового потенциала стран региона, в настоящее время основное внимание уделяется удовлетворению их собственных стратегических интересов.
Присутствие там крупных группировок исламистских боевиков, конфликты в Ферганской и Андижанской долинах, проблемы на узбекско-киргизской границе, беспорядки в Оше, джалалабадский кризис и многие другие инциденты обострили напряженность в странах Центральной Азии в первые несколько лет после обретения ими независимости. В таких условиях любые попытки обеспечить стабильность вынуждали их заключать масштабные инвестиционные соглашения в сфере добычи и экспорта энергоресурсов. Китай является наиболее значимым игроком не только благодаря энергетическим сделкам, но и благодаря своим инвестициям в транзит туркменского газа и в транзит нефти через Казахстан.
США должны были иметь веские причины для размещения своих военных баз в Центральной Азии, тем более, что их военное присутствие привело к операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Череда военных переворотов после 2010 года вызвала опасения, что такие революции могут привести к усилению международной конфронтации между вовлеченными в этот процесс мировыми державами. В то же время стремительно растущие китайские инвестиции в экономики Центральной Азии не только ослабили здесь влияние России, но и бросили вызов американским планам охватить Россию удушающим кольцом. С одной стороны, Китаю удалось заявить о себе как о перспективной альтернативе России; с другой стороны, американский проект Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) имеет целью перенаправить в Европу трубопроводные поставки энергоресурсов. Европа также рассчитывает на БТД как на альтернативу своей зависимости от России. В то время, когда США только пытаются активизировать свои программы сотрудничества, китайские инвестиции уже пошли и в другие секторы экономики, и Китай вскоре может стать вторым по величине рынком импорта-экспорта для стран Центральной Азии.
В прежние времена США проявляли ограниченный интерес к Центральной Азии, но ситуация изменилась с появлением при администрации Обамы в 2015 году первой американской стратегии в отношении Центральной Азии, положившей начало формату C5 + 1. Этот шаг может быть подкреплен возможным выводом войск США из Афганистана. С 2019 года заметно возросло число зарубежных визитов официальных лиц США. В нынешнем году государственный секретарь США Майк Помпео посетил Казахстан и Узбекистан для участия во встрече формата C5 + 1. По сообщению МИД Узбекистана, в повестке переговоров стояли вопросы регионального сотрудничества и безопасности и ситуация в Афганистане. На фоне сообщений о том, что китайские СМИ объявили визит Помпео попыткой подорвать влияние Китая в регионе, российский эксперт Андрей Казанцев выразил уверенность в сближении Казахстана и Узбекистана с Россией и укреплении российского влияния в регионе. Причина такой уверенности связана с их членством в экономических и политических альянсах ЕАЭС, ОДКБ и ШОС.
США провозглашают своей главной целью расширение сотрудничества с государствами Центральной Азии в области безопасности и укрепление их возможностей реагировать на вызовы, подрывающие региональную стабильность, в то время как Россия рассматривает эту стратегию как план по ослаблению российского и китайского влияния на регион. Стратегия США на 2019-2025 годы в отношении Центральной Азии сохранила несколько ключевых политических задач из прежних стратегий, как например, борьбу с внутренним и трансграничным терроризмом, считающимся одной из основных проблем безопасности. Эта американская стратегия рассматривается как попытка вовлечь центрально-азиатские государства в спонсируемые США региональные проекты в области безопасности и энергетики, в первую очередь на афганском направлении. С индийской точки зрения, присутствие там США необходимо для противодействия китайскому влиянию, тогда как для государств Центральной Азии это позволило бы иметь больше пространства для маневра в их отношениях с Россией и Китаем.
Читайте также
Последние новости