Следующая новость
Предыдущая новость

Больше жизни

Больше жизни

Режиссер из Санкт–Петербурга Ольга Спиркова дебютировала в Сургуте с документальной картиной «Миры». Показ состоялся в рамках фестиваля «Дух Огня» на площадке кинотеатра «Галерея Кино». «Миры» – это фильм о малозаметных особенных людях. Питерский режиссер хотела донести до зрителей мысль, что жизнь граждан, которых толерантно называют «с ограниченными возможностями здоровья», намного ярче и полнее, чем у большинства «здоровых».

«Приглашаю вас совершить путешествие в те миры, в которые мы обычно не хотим заходить. Посмотреть, как живут люди, и лучше понять тех, кто ограничен в своих физических возможностях», - именно так Ольга Спиркова подготавливает публику перед просмотром картины. «Сургутская трибуна» узнала у режиссера-дебютанта, что побудило ее погрузиться в эти миры.

Тема сама нашла

- Ольга, ваша картина – это не массовое и не коммерческое кино. Это сложный, серьезный документальный фильм. Вследствие чего появилось желание снять картину про особенных людей?
- Так получилось, что тема сама меня выбрала. По первому образованию я театровед, но всегда хотела глубже разобраться в психологии личности, поэтому поступила на факультет специальной психологии. Работая над дипломной работой, изучала психологию незрячих людей. С момента знакомства с руководителем моей дипломной – незрячим – и началась история создания картины. Про то, что снимать подобное кино невыгодно финансово – правда, но жаловаться я не хочу. Были бы у меня деньги, фильм получился бы абсолютно другим. Эту же картину можно назвать «ручной работой»: она начала получаться после того, как я сама, не имея опыта операторской работы, взяла камеру и стала снимать.

- Можно подробнее…

- Параллельно с обучением в вузе я занималась написанием тифлокомментариев, и во время работы над одним из заказов, в 2013 году попала в молодежный театр «Питер Шед» (Ольге надо было комментировать для зрителей то, что происходило на сцене. – Прим. автора). Там играют актеры практически со всеми видами отклонений, кроме психиатрии: есть совершенно очаровательные даунята, люди на колясках, актеры с интеллектуальной недостаточностью. Все эти «ограничения возможности здоровья» прекрасно видно, но… как они играют! В какой-то момент я забыла, для чего пришла. Меня поразили искренность, жизнерадостность, полная отдача, у меня слезы текли от радости. Поверьте, я говорю без всякого пафоса. После посещения театра я подошла к руководителю и предложила снять про них фильм. Это было не желание снять фильм про инвалидов - меня впечатлило само существование этого театра.

Творческий кризис и восстановление

- А как появились другие миры вашей картины?

- Я пыталась заразить своей идеей знакомых продюсеров и операторов, режиссеров, но все требовали сценарий. Я же понимала, что никакого сценария быть не может, надо брать камеру и снимать без какого-либо подготовленного плана. У меня случился личностный кризис из-за того, что меня никто не поддержал. Однако спустя некоторое время я сама взяла камеру и просто приходила в «Питер Шед» и снимала их мероприятия. Это было уже в 2015 году, то есть почти два года я сомневалась, стоит ли снимать фильм.

- Второй и третий миры вашего фильма – это единственная сборная России по адаптивному парусному спорту и история художника Александра Ч. Как вы нашли этих героев?

- Как только я взяла камеру и стала снимать сама, герои будто сами меня находили. Во время последней поездки в «Питер Шед» я узнала про свой следующий мир (кстати, тогда я еще не знала, что именно так будет называться вся картина) – сборную России по адаптивному парусному спорту. Все спортсмены в этой сборной с нарушениями интеллектуального развития. Ребята собирались ехать на Олимпиаду защищать честь страны, и я поняла, что они мне интересны. Ключевым стало и знакомство с тренером команды. Его идея, цели (собственно, как и всех тренеров, которые работают со спортсменами с ограниченными возможностями здоровья ) – колоссально высокогуманистичны. Когда я общалась с этими спортсменами, увидела, сколько в них силы и жизненного запала… Знаете, от моего личностного кризиса не осталось ничего – как рукой сняло! (улыбается).

Студия анимации в психиатрической больнице

- Как состоялось знакомство с Александром Ч.? Кто это?
- После знакомства с олимпийцами мне предложили посетить один реабилитационный центр при психоневрологическом диспансере. Там я и познакомилась с очень колоритным персонажем, художником Александром Ч. Это невероятно яркий, забавный, чудный и добрый пациент, постоянный житель центра. Представляете, он каждый день пишет картины, считает это своей
работой, и у него отлично получается.
В этом же реабилитационном центре я познакомилась со своим будущим напарником, оператором. Он руководит студией анимации (!) в этом реабилитационном центре и вместе с Александром создает мультфильмы. Все это – студия анимации при психиатрической больнице – очень удивительно! Молодой человек помог мне смонтировать все съемки в единое целое.

- Ольга, вы поделились, что название фильму придумали не сразу. Как оно появилось и почему именно «Миры»?

- Изначально я вообще мыслила планетарно (смеется) и думала, что картина закончится только на съемках в театре и будет называться «Планета «Питер Шед». Но получилось, что я познакомилась и с остальными героями. Каждый из них – это отдельный мир, яркий, необычный, выразительный, но изолированный… В Сургуте у меня состоялся первый официальный показ «Миров», так как только в декабре прошлого года я получила прокатное удостоверение, что дало мне возможность показывать картину в кинотеатрах. Надеюсь, картину оценят.

Источник

Последние новости