Следующая новость
Предыдущая новость

Больше, чем родственники. Нефтеюганск в судьбе первопроходца

Больше, чем родственники. Нефтеюганск в судьбе первопроходца

Когда Александру Николаевичу Филимонову присвоили звание «Почетного гражданина г. Нефтеюганска», земляки с неподдельной радостью встретили это известие. Нефтеюганск и Филимонов – больше, чем родственники.Директор Усть-Балыкской конторы бурения внес немалую лепту в становление нефтяного города, отмечающего в октябре 2017-го свое 50-летие.Под его руководством на месте будущего Нефтеюганска буровики за год поставили поселок.

И на суше, и на море

.Перед тем как возглавить буровые работы в Усть-Балыке, Филимонов успел поработать и на суше, и на море.

После окончания Ишимбайского нефтяного техникума Александр Николаевич осваивал азы нефтяного дела. А через два года – в 1948-ом – был призван на действительную службу, закончил военное училище и служил штурманом на кораблях Балтийского флота. Демобилизовался спустя 8 лет и сразу вернулся в нефтяную промышленность, где вскоре был назначен старшим инженером по бурению.

Но в 1964 году, имея на руках дипломгорного инженера, Филимонов принимает решение поехать в Западную Сибирь: там ему предложили должность директора Усть-Балыкской конторы бурения треста «Сургутбурнефть». Этим предприятием (в дальнейшем контора была переименована в Нефтеюганское управление буровых работ) знатный нефтяник руководил тринадцать лет.

Созданная в марте 1964 года Усть-Балыкская контора бурения №1 первой в Западной Сибири начала строительство эксплуатационных скважин с целью промышленной добычи нефти. Поначалу коллектив конторы расположился в недостроенном здании средней школы в микрорайоне № 1. Здесь первое время были и штаб предприятия, и жилье для работников. Условия – полувоенные: сухой закон, выходные –иногда, и постоянное наращивание темпов проходки.

«Тебе трудно поверить за водой ходим в болотных сапогах. Путь до водяной колонки короткий 500 метров, но добраться до нее 30, а то и 40 минут, т. к. приходится вытаскивать руками увязшие ноги»,- писалФилимонов своему другу в Башкирию.А в другом письме признавался: «Я видел разную жизнь, но такой тяжелой даже и не предполагал».

Уже в мае первые две тонны промышленной нефти Усть-Балыкского месторождения были отгружены и отправлены нефтеналивной баржей на Омский НПЗ. Теперь нужно было расширять фронт работ.В 1964-м коллектив сдал девять скважин. Костяком конторы стали проходческие бригады Героев Социалистического Труда - мастеров Ричарда Аллоярова, Вениамина Агафонова, Максима Сергеева, которые первыми на Среднем Приобье достигли рекордной проходки – 100 тысяч метров скважин на одну бригаду.

Порой хотелось всё бросить

Но победы и рекордыдавались с потом и кровью. Черпать нефть оказалось делом непростым. Нефтегазовый комплекс создавался в первую очередь за счёт сверхнапряжённого, порой на грани возможного, без сна и отдыха, ежедневного труда рядовых нефтяников и командиров производств. Каждый нефтяник смог бы поведать немало драматических историй, которых не найдёшь в газетных передовицах. Детали потрясают. Герой Социалистического Труда А.Н. Филимонов пронзительно написал о тех трудностях, которые пришлось пережить в первые годы освоения Западной Сибири:

-Бывали моменты (я их называю «моментами малодушия»), когда хотелось всё бросить к чёртовой матери и уехать куда глаза глядят. Кто видел бурового мастера, плачущего в бессилии от комариного гнуса? Кто видел мгновенно провалившегося в болото бульдозериста на ДЭТ-250, выкарабкивающегося из лап смерти в болотной тине и водорослях? Кто видел, как в сорокаградусный мороз сгорает за 25 минут 16-квартирный дом, да ещё и с людьми?! Очень много было неоправданных жертв. В 1970 году на сессии Нефтеюганского горсовета заведующая бюро ЗАГС доложила депутатам, что на днях зарегистрировала пятисотую кончину и среди них только две - своей смертью. В июле 1964 года приехавшая ко мне в Нефтеюганск в отпуск жена, плача, на коленях умоляла меня уехать из этого ада. Лето было жаркое, до 38 градусов в тени. Комаров, слепней и мошки столько, сколько в последующие годы уже не было...

Как отмечал Филимонов в своем дневнике, который скурпулезно вел на Севере, всё лето 1964 года в Нефтеюганск летали только гидросамолеты. Если из Тюмени, то с Андреевского озера АН-2 на поплавкахдобирался за пять-шесть часов при встречном ветре. В салоне на полу люди корчились от болтанки. Их рвало. Сами они и выйти не могли из самолёта. Их выводили под руки. «А каково спать, когда в помещении гудят комары? Ведь даже марлевые пологи не спасали. Прежде чем ложиться, разжигали на противне костер из солярки и зеленой травы, чтобы дымом выгнать комаров. Так, промучившись ночь, не выспавшись, днём тоже видишь мало радости. Десятки проблем, которые надо решать...». И нефтяники их неплохо решали. Имудалось, например, не только пробурить первые, самые трудные скважины, но отстоять и северные надбавки.

nefteyugansk.jpg

Про «северные»

Жарким летом1964 годав северные широты приехала московская комиссия. Как рассказывал Филимонов, «до столицыдокатились требования нефтяников об увеличении районного коэффициента». Дело в том, что тогда северный районный коэффициент был равен 50 процентам, но геологи получали еще и «полевые», которые освобождались от налогов и даже от уплаты алиментов. То есть геологи находились в более выгодном положении, чем нефтяники.

И вот тогда в Сургут прибыла комиссия, которую возглавил Герой Социалистического труда, главный инспектор тяжелой промышленности Госкомитета по груду и зарплате И. Я. Россочинский. Вместе с ним приехало еще семь человек – представители ВЦСПС, ВСНХ, обкома КПСС, объединения.

«Разместили членов комиссии в домиках из герметических кузовов военных автомобилей. Закроешь двери задыхаешься от духоты, приоткроешь отбоя нет от комаров. Естественно, наши гости всю ночь не смыкали глаз, наломав веток, неистово стегали себя, отгоняя назойливых «кровопийцев».

Утром мы повезли их в Нефтеюганск. Разместившись в кузове артиллерийского тягача, направились на 502-ю буровую, которая находилась в монтаже. Приехав на буровую, поговорили с вышкарями, рабочие показали, как они живут».

А наобратном пути неожиданно заглох мотор. Случилось это совсем в неподходящем месте- в пойме реки, в высокой траве. Туча комаров тут же облепила всех. Ночной кошмар продолжился, и гостям ничего не оставалось, как отбиваться с новой силой от комариного полчища.Москвичи стали задавать вопросы Филимонову, мол, как же отсюда выбираться,если поломка серьезная. Филимонов,в свою очередь, стал расспрашивать водителя. А тотс улыбкойпризнался ему,что остановился по «просьбе трудящихся».Прослышав о причине приезда комиссии, мужики попросили,чтобы в пути «подломался».Тогда Филимонов, оценивший шутку, попросил сметливого водителя заканчивать спектакль, пояснив ему, что членам комиссии хватило суток, чтобы понять, в каких условиях живут и трудятся нефтяники.Двигатель тут же завелся, и экипажпродолжил свой путь.

Как бы там ни было, но в августе того же 1964 года вышло постановление правительства, в котором, «как исключение», до I января 1967 года устанавливался коэффициент 1,7 для основных профессий нефтяников. Этот коэффициент потом и закрепился на территории Ханты-Мансийского автономного округа. А с 1970 года стали давать по 10 % северной надбавки не через два года, как раньше, а через год.

Школа Усть-Балыка

Вклад коллектива Усть-Балыкской конторы бурения в отечественное развитие буровых работ сегодня называют бесценным.

В июле 1966 года министр нефтяной и газовой промышленности В. Д. Шашин проводил совещание в Сургуте.На повестке дня – стратегия освоения нефтяных месторождений в условиях севера, непроходимых болот, бездорожья.

На совещании министр заметил: мол, все «хлебные» места уже разбурили и теперь придется лезть в болота. На совещании Филимонов доложил, что его ребята уже пробурили куст из четырех скважин путем отсыпки местным грунтом и метод себя оправдывает.

«Кстати, это было не наше изобретение, мы использовали опыт времен Великой Отечественной войны: под Ленинградом укладывали лежневку, вели отсыпку.

Надо сказать, что поиск новых методов мы вели постоянно. Испытали воздушную подушку, спецтехнику с широкими гусеницами, настаивали на применении дирижаблей»,- вспоминал А.Н. Филимонов.

«Техническая революция в бурении зарождалась в Нефтеюганске…Именно специалисты УБР-1 впервые под буровой станок подложили железнодорожные рельсы, чтобы с одного основания бурить до десяти и более стволов. Вклад буровиков УБР-1 в формирование фундамента крупнейшего в стране нефтегазового комплекса огромен»,–писали газеты.

Филимонов только на пять лет покинул родной Нефтеюганск, когда его назначили генеральным директором объединения «Урайнефтегаз».Но в 1982 году вернулся домой, и до ухода на пенсию руководил«Юганскнефтеспецстроем». Трест обеспечивал строительство кустовых оснований, промысловых дорог, линий электропередач, а также строил жилье и городскую инфраструктуру. Герой Социалистического труда, кавалер ордена ЛенинаА. Н. Филимонов ушел из жизни в 1999 году. Вэтом году первопроходцу исполнилось бы 90 лет.Он был старше Нефтеюганска,где и был похоронен, ровно на сорок лет.

Источник

Последние новости