Си Цзиньпин и Владимир Путин вместе устроили небольшое кулинарное шоу для прессы – приготовили себе блины с икрой и закусили ими русскую водку. Это происходило на «Восточном экономическом форуме» во Владивостоке несколько дней назад. Некоторые очевидцы говорили о наглядной (и съедобной) метафоре устойчиво развивающегося «всеобъемлющего китайско-российского стратегического партнерства».
Подпись к изображению: Китайский президент Си Цзиньпин и российский президент Владимир Путин готовят блины во время визита на выставку «Улицы Дальнего Востока», проходившей во время «Восточного экономического форума-2018» во Владивостоке, 11 сентября 2018 года
Уже в течение нескольких лет форум во Владивостоке предоставляет идеальные возможности для исследования процесса евразийской интеграции. В прошлом году в кулуарах форума Москва и Сеул устроили настоящую сенсацию. Речь идет о трехсторонней торговой платформе с активным участием Пхеньяна, в центре которой находится транспортный и логистический коридор между Корейским полуостровом и российским Дальним Востоком.
В этом году темы круглого стола включали, прежде всего, интеграцию Дальнего Востока в евразийские логистические цепочки. Вновь обсуждалось строительство Транскорейской железнодорожной магистрали и ее соединение с существующей Транссибирской дорогой, а также включение Южной Кореи в сеть трубопроводов через Китай.
Среди других тем можно выделить российско-японское партнерство в отношении евразийского транзита, в центре которого находится соединение Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей с проектируемой новой дорогой, ведущей на Сахалин и далее вплоть до острова Хоккайдо. Однажды наступит день, когда можно будет поездом доехать из Токио в Лондон без остановок.
Кроме того, на форуме обсуждалась интеграция между Россией и АСЕАН. Помимо нынешних инфраструктурных, сельскохозяйственных и судостроительных проектов предполагается активное сотрудничество в энергетике, агропромышленном секторе и лесном хозяйстве. Перспективам этого сотрудничества посвятил свое выступление председатель Делового совета «Россия-АСЕАН» Иван Поляков.
В сущности, речь идет об одновременном укреплении осей Восток-Запад и Север-Юг. Китай, Япония, обе Кореи и Вьетнам медленно, но верно, движутся в направлении прочной геоэкономической интеграции.
Вероятно, наиболее увлекательной дискуссией в рамках форума стало мероприятие под названием «Перекресток на Шелковом Пути», на котором, среди прочих, присутствовали заместитель министра экономического развития России Сергей Горьков, председатель правления китайского государственного нефтяного гиганта CNPC Ван Илин, и вице-председатель совета директоров влиятельного Азиатского экономического форума Боао (Южный Китай).
Пекин и Москва стремятся связать инициативу «Один пояс, один путь» (ОПОП) и Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Впрочем, конечная геоэкономическая цель является еще более амбициозной: «Большое евразийское партнерство», в рамках которого предусматривается интеграция ОПОП с ЕАЭС, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и АСЕАН. В основе этого партнерства лежит стратегический альянс России и Китая.
Разумеется, эта дорожная карта предполагает ряд безошибочно верных аккордов в сложном балансе политических интересов и практике управления многочисленными проектами Восток-Запад. При этом частью общей картины непременно должен стать культурный симбиоз. Российско-китайское партнерство все больше приближается, если использовать термины игры «го» (или вэйцзы), к общему видению, основанному на универсальных стратегических принципах.
Еще одна ключевая дискуссия во Владивостоке состоялась между научным директором дискуссионного клуба «Валдай» Федором Лукьяновым и директором исследовательского центра ОПОП Лансинь Сяном. Она была сосредоточена на геополитике азиатского взаимодействия, включая членов группы БРИКС России, Китая и Индии, а также преимуществах, которые Россия сможет получить из этого процесса. Предполагается, что они позволят ей обойти болезненные экономические санкции и болото торговой войны.
Все это возвращает нас к основам российско-китайского стратегического партнерства. Си Цзиньпин и Путин полностью преданы этой идее. Си Цзиньпин определяет это партнерство как наилучший способ «общими усилиями нейтрализовать внешние риски и вызовы». С точки зрения Путина, «наши отношения имеют решающее значение не только для наших стран, но и для всего мира». В этом году китайский лидер впервые присоединился к дискуссиям во Владивостоке.
Китай постепенно наращивает связи с российским Дальним Востоком. Международные транспортные коридоры, Приморье-1 и Приморье-2, увеличат транзит грузов между Владивостоком и Северо-Восточным Китаем. «Газпром» вот-вот завершит российский участок мощного газопровода «Сила Сибири», который строится на основании контракта с компанией CNPC. Более 2 тысяч километров труб уже сварено и установлено на трассе от Якутии до российско-китайской границы. Согласно озвученным планам, поставки газа по этому трубопроводу начнутся в декабре 2019 года.
По данным Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), в настоящее время страны-партнеры рассматривают 73 инвестиционных проекта на сумму более 100 миллиардов долларов. Куратором этого процесса является Российско-китайский консультационный комитет предпринимателей, в состав которого входят более 150 руководителей ведущих российских и китайских компаний. Генеральный директор РФПИ Кирилл Дмитриев уверен, что «особенно перспективные возможности будут найдены в двусторонних сделках, которые много выигрывают от прочных отношений между Россией и Китаем».
Во Владивостоке Путин и Си в очередной раз подтвердили необходимость наращивать объемы двусторонней торговли в национальных валютах, минуя доллар США, основываясь на принятом в июне обоюдном решении увеличить количество контрактов в юанях и рублях. Параллельно, министр экономического развития Максим Орешкин посоветовал россиянам продавать доллары США и покупать российские рубли.
Москва ожидает роста курса рубля приблизительно до 64 за один доллар США. В настоящее время он торгуется на уровне около 70 рублей за доллар, что является результатом экономических санкций и превращением американской валюты в оружие, сеющее хаос в таких странах БРИКС как Бразилия, Индия и Южная Африка, а также потенциальных членах БРИКС, таких как Турция и Индонезия.
Владимир Путин и Си Цзиньпин вновь подтвердили, что они будут работать в тандеме над общекорейской дорожной картой, основанной на идее «двойного замораживания», суть которого сводится к тому, что Северная Корея приостанавливает ядерные испытания и запуски баллистических ракет, в то время как США приостанавливают проведение совместных военных учений с Сеулом.
Однако, что действительно поражает воображение в отношении Корейского полуострова – это Транскорейская железная дорога. Ким Чен Сик, отвечающий за развитие железных дорог в Пхеньяне, сказал: «Мы будем продвигать этот проект на основе переговоров между Россией, Северной Кореей и Южной Кореей, с тем, чтобы в конечном итоге владельцами дороги стали страны Корейского полуострова».
Это согласуется с тем, что сказал три месяца назад президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин: «Как только Транскорейская магистраль будет построена, она может быть соединена с Транссибирской магистралью. В этом случае можно будет поставлять товары из Южной Кореи в Европу, что было бы экономически выгодно не только для Южной и Северной Кореи, но и для России».
Вопреки западной дезинформации и кампании массовой истерии, нынешние военные учения в Забайкалье «Восток-2018», в которых принимают участие 3500 китайских военнослужащих, являются лишь небольшой частью более глубокого и многогранного стратегического партнерства между Россией и Китаем. Оно устроено подобно русской матрешке: военная игра – это кукла, спрятанная внутри геоэкономической игры.
В своей книге «Китай и Россия: новое сближение» Александр Лукин из научно-исследовательского института «Высшая школа экономики» в Москве подробно излагает «дорожную карту», в соответствии с которой развивающееся общее экономическое партнерство на всей территории Евразии является частью более широкой, всеобъемлющей концепции «Большой Евразии». Это ядро российско-китайского сближения, направленного на формирование, как сказал политолог Сергей Караганов «общего пространства для экономического, логистического и информационного сотрудничества, мира и безопасности от Шанхая до Лиссабона и от Нью-Дели до Мурманска».
Без понимания общей картины, стоящей за такими событиями, как ежегодная встреча во Владивостоке, невозможно осознать, что постепенная интеграция ОПОП, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и БРИКС плюс неизбежно приведет к необратимым изменениям существующей мировой системы.
Читайте также
Последние новости