Президентские выборы в России являются до такой степени простой формальностью, что президента Путина даже не будут снимать для предвыборных телевизионных роликов. Впрочем, есть одна задача, которую Путин стремится решить до выборов: не допустить снижения реальных располагаемых доходов россиян, которые отслеживаются официальной статистикой. Поэтому Федеральная служба государственной статистики (Росстат) обеспечила нужные цифры.
В понедельник эта правительственная организация сообщила, что в январе 2018 года располагаемый доход остался неизменным по сравнению с январем 2017-го. Чтобы добиться такого результата, ей пришлось исключить из своего расчета единовременную выплату в размере 5000 рублей, или 88 долларов США, предоставленную в январе прошлого года российским пенсионерам. «Для обеспечения сопоставимости», – пояснил Росстат. Российские экономисты увидели в этом решении явную манипуляцию, однако, это не помешает Путину провозгласить, что многолетнее снижение доходов россиян удалось остановить.
Сокращение доходов является самой большой головной болью на момент начала четвертого президентского срока Владимира Путина. Экономический рост возобновился в 2017 году после двухлетнего спада. Позитивную динамику продемонстрировал и розничный товарооборот, но это в значительной степени вызвано восстановлением повышенной склонности россиян к потребительским кредитам (после 35-процентного спада в 2015 году). В номинальном выражении объем потребительского кредитования в прошлом году вернулся на уровень 2014 года.
Путин и его правительство достигли больших успехов в борьбе с инфляцией, которая в прошлом году опустилась до уровня в 2,5 процента. Этот необычайно низкий показатель роста цен позволил Центробанку снизить ключевую процентную ставку до 7,5 процента, сделав кредиты более доступными. Однако, реальные располагаемые доходы населения снизились на 1,7 процента, хотя Министерство экономического развития прогнозировало их рост на 0,2 процента. У российских компаний нет никаких оснований для увеличения заработной платы: их совокупная чистая прибыль в январе-ноябре 2017 года снизилась на 4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В экономике, которая все больше контролируется государством (недавно объявленное приобретение второй по величине розничной сети «Магнит» принадлежащим государству банком ВТБ, является лишь одним из последних примеров этой многолетней тенденции), государственные расходы являются самым надежным способом увеличения располагаемых доходов населения. Однако, в 2017 году в России имел место дефицит бюджета в размере 1,7 процента, а в нынешнем году, согласно консенсус-прогнозу агентства Bloomberg, этот показатель составит 1,3 процента. Это означает, что возросшие цены на нефть еще не полностью устранили сокращение доходов правительства. В обозримом будущем не предвидится возможности крупных капиталовложений без существенного увеличения задолженности.
Агентство Bloomberg сообщает, что именно такое увеличение капиталовложений и предлагается экономическим помощником Путина Андреем Белоусовым, давним сторонником идеи активного денежного стимулирования, а также в целом более консервативным вице-премьером Игорем Шуваловым и министром экономического развития Максимом Орешкиным. Согласно неподтвержденным сообщениям, они хотели бы повысить соотношение российского государственного долга к валовому внутреннему продукту до 16 процентов в течение следующего президентского срока Путина, в то время как сегодня этот показатель составляет 12,5 процента. Идея состоит в том, чтобы стимулировать экономический рост за счет кампании заимствований, в результате которой предполагается привлечь 15 триллионов рублей (около 265 миллиардов долларов) для финансирования инвестиций в инфраструктуру, включая строительство автомобильных и железных дорог.
В некотором увеличении объема задолженности нет ничего экстраординарного, особенно если рейтинг российских облигаций вернется в этом году на инвестиционный уровень. Это вполне реалистичная перспектива, учитывая отсутствие новых американских санкций, которые могли бы исключить российские ценные бумаги из портфелей многих институциональных инвесторов. Впрочем, даже если бы расширение внешних заимствований было невозможным, внутренний рынок России способен поглотить намного больше сравнительно высокодоходных российских облигаций, чем сегодня. По сравнению с Европой и Соединенными Штатами, задолженность России является весьма незначительной, и страна в сегодняшних условиях вполне может позволить себе заимствовать больше.
Однако, Путин испытывает инстинктивную ненависть к долгам. Когда он пришел к власти, соотношение внешней задолженности России к ее ВВП превышало 50 процентов. Путин приступил к проведению осознанной целенаправленной стратегии погашения внешнего долга, и ему удалось снизить этот показатель до 7,4 процентов от ВВП. Позже он снова стал расти благодаря глобальному финансовому кризису и достиг максимума на уровне 15,9 процента в период экономического спада в 2015 году, но с тех пор снова несколько сократился. Приверженность президента Путина консервативному и осторожному финансовому управлению отразилась на заметном улучшении финансового положения России в 2017 году: иностранные резервы были увеличены на 11,7 миллиардов долларов, а чистые иностранные инвестиции – на 48,9 миллиардов долларов США. Эта разумная политика находится в конфликте с другим сильным инстинктом Путина, который подталкивает его к наращиванию присутствия государства в российской экономике.
В этом и состоит внутренний конфликт, который Путину придется как-то разрешить в течение следующего шестилетнего срока. Большое оживление в сфере инфраструктурных инвестиций могло бы вознаградить лояльных бизнесменов, особенно личных друзей Путина, за то терпение, которое они проявили в условиях экономически неудобной геополитической стратегии Путина. Кроме того, вне всяких сомнений, стране это необходимо: государственные инвестиции в инфраструктуру сократились до 2 процентов ВВП, хотя еще в 2012 году этот показатель составлял около 4 процентов. При этом в докладе G-20 «Глобальная перспектива развития инфраструктуры» инвестиционный разрыв в России, то есть разница между тем, сколько тратится на дороги, аэропорты, телекоммуникации, сети водоснабжения и энергоснабжения, и тем, сколько необходимо тратить стране, оценивается в 727 миллиардов долларов на период до 2040 года.
Эти меры могли бы, помимо прочего, сдержать сокращение реальных доходов, которое подпитывает избирательскую апатию, а в последнее время даже открытое недовольство под знаменами протеста против коррупции. Но Владимир Путин, хорошо зная систему, которую он сам построил, сомневается в эффективности масштабного увеличения госрасходов. И если в результате будет резко увеличен уровень государственной задолженности, Путин будет чувствовать себя неуверенно при передаче власти назначенному преемнику, что он обязан сделать в соответствии с Конституцией не позже 2024 года. Стабильность его режима базируется на прочном положении государственных финансов, а в них имеются едва скрываемые дыры, подобные сомнительным активам государственного банка развития, ВЭБ. Путин знает, что официальная информация сильно преуменьшает существующие и потенциальные проблемы, и не хочет допустить их обострения.
Некоторые подсказки, которые помогут понять, какой именно выбор сделал Путин, можно будет найти в его ежегодном послании Государственной Думе, которое, скорее всего, он обнародует к концу нынешнего месяца. Некоторые эксперты считают, что это и будет основная речь в его практически несуществующей избирательной кампании. Даже если избирателей не спрашивают, их интересы не могут быть полностью проигнорированы. Вопрос состоит в том, сможет ли Путин улучшить их положение, не прибегая к частичному отказу от государственного контроля над экономикой.
Читайте также
Последние новости