Сверхмалые подводные лодки, или мини-субмарины, как обитаемые, так и беспилотные, снова «входят в моду» после долгих лет забвения, когда из-за низкой эффективности их зачислили в разряд второстепенных боевых средств военных флотов многих стран.
Подпись к изображению: Аварийно-спасательная команда ВМС Южной Кореи возле севшей на мель мини-субмарины, сентябрь 1996 года
В Китае, Японии России и Индии уже полным ходом разрабатываются новые корпуса, батареи, датчики и коммуникационные технологии. Другие страны, в том числе и Соединенные Штаты, также заговорили о новых проектах мини-субмарин.
Впрочем, в свое время даже более старые поколения сверхмалых подводных лодок были известны своей эффективностью. Так, 26 марта 2010 года северокорейская торпеда, выпущенная с мини-пл, взорвалась под южнокорейским крейсером Cheonan, расколов корабль пополам и убив 46 членов экипажа. Остальные 58 моряков удалось спасти.
Одной из главных особенностей небольших субмарин, особенно при работе от электрической батареи, является их малошумность. Их легче обнаруживать, когда они находятся близко к поверхности воды, а северокорейская подводная лодка, вероятно, находилась на глубине около 30 метров, когда выпустила свою смертоносную торпеду. Крейсер Cheonan выполнял задачи противолодочной обороны, когда был торпедирован. Его гидролокатор не смог обнаружить никакой угрозы. И это произошло несмотря на тот факт, что корабль был оснащен одним из самых эффективных активных сонаров модели Signaal (Thales) PHS-32.
Части торпеды были обнаружены, и расследование показало, что это было изделие CHT-02D северокорейского производства с 250-килограммовой боевой частью. Некоторые эксперты высказывали предположение, что это была лодка-самоубийца, но никаких осколков мини-субмарины на месте крушения корабля обнаружить не удалось.
Другие случаи применения сверхмалых подводных лодок в боевых операциях были не столь успешными. Так, 7 декабря 1941 года, примерно в 3:30 утра, Япония направила пять мини-субмарин, известных как Ko-hyoteki типа А, к бухте Перл-Харбор на Гавайях. Они были выпущены из больших материнских подводных лодок. Экипаж каждой из мини-субмарин составлял два человека. Хотя точные данные отсутствуют, те же самые материнские подводные лодки, вероятно, осуществили запуск гидросамолетов, которые действовали как средства наведения для мини-субмарин.
Каждая из японских лодок несла на борту две торпеды уменьшенного размера, диаметром 450 миллиметров. Из пяти выпущенных торпед две попали в гавань. Перископ мини-субмарины I-20 следил за грузовым кораблем Antares через противолодочные сети, защищавшие Перл-Харбор. Она была обнаружена в 6:37 утра, примерно за час с четвертью до начала воздушной атаки японцев, и американский эсминец DD-139 USS Ward атаковал подводную лодку. На протяжении многих лет существовали сомнения по поводу эффективности этой атаки эсминца Ward, но в августе 2002 года экспедиция Гавайского университета обнаружила обломки лодки I-20. Ученые выяснили, что субмарина была поражена снарядом, попавшим в рубку, и затонула. Таким образом был положен конец всем сохранявшимся сомнениям.
Однако, одна деталь до сих пор вызывает недоумение военных экспертов. Дело в том, что, хотя американский эсминец уничтожил мини-субмарину, и другие военные корабли США также преследовали японские подводные лодки за несколько часов до главного воздушного удара Японии, командование базы Перл-Харбор не предприняло никаких действий. Они не вывели пришвартованные корабли из-под удара и даже не предупредили командиров. Это позволило японской авиации провести атаку в соответствии с заранее намеченным планом.
Другие атаки с помощью мини-субмарин во время Второй мировой войны имели место в Австралии, где переоборудованный для военных нужд паром был затоплен в Сиднейской бухте, а также на Мадагаскаре, где в 1942 году британский линкор типа «Ривендж» HMS Ramillies был потоплен в результате удара, нанесенного сверхмалой подводной лодкой. Впоследствии Линкор был поднят на поверхность и отбуксирован в Дурбан, а затем в Плимут. На судостроительной верфи корабль был восстановлен и вновь введен в строй.
Сегодня Иран строит пиратские копии северокорейских проектов (возможно, несколько модернизированные). В свою очередь, сами северокорейские субмарины являются копиями старой югославской подводной лодки P-4 класса Yugo. Кроме того, в Северной Корее имеются подводные лодки класса Sang-O, построенные в период с 1991 по 1999 год, а также класса Yono и Sang-O II – первые в северокорейском флоте, оборудованные механизмом перезарядки торпедных аппаратов. Мини-субмарина класса Yono легла в основу иранской модели IS-120 Ghadir. Две лодки класса Yugo были проданы Северной Кореей Вьетнаму.
Однако, до недавнего времени страны с передовыми технологиями не предпринимали никаких инвестиций в сверхмалые подводные лодки, и в какой-то степени это по-прежнему так. Например, Тайвань, который отчаянно нуждается в подводных лодках, отказался рассматривать в качестве решения проблемы строительство мини-субмарин. Возможно, военно-морской флот Тайваня является чрезмерно консервативным, поскольку сегодня новые технологии и некоторые фундаментальные изменения в корне изменили ситуацию, и мини-субмарины снова входят в моду.
Первое из упомянутых изменений связано с материалами для корпуса. Большинство мини-субмарин теперь изготавливаются из специальной стали или комбинации стали с титаном. Некоторые из них обладают двойным корпусом, как большие подводные лодки, в то время как другие, предназначенные преимущественно для выполнения прибрежного патрулирования, имеют однокорпусную конструкцию.
Впрочем, сталь, по всей вероятности, уже уходит в прошлое. Прибрежные и демонстрационные подводные лодки теперь изготавливаются из композитных материалов, которые обладают целым рядом преимуществ в сравнении со сталью. Например, корпус нет необходимости размагничивать, поскольку он сделан из немагнитного материала, а стало быть, магнитные мины не представляют угрозы для такой мини-субмарины. Композитные материалы естественным образом приглушают звук, так что не требуется использовать специальные звукопоглощающие плитки, чтобы обмануть гидролокаторы противника. Поскольку корпус представляет собой композитную конструкцию, количество сварных участков минимизировано, и, следовательно, снижен риск возникновения ржавчины и коррозии, а также деформации под давлением.
Второе крупное изменение касается силовых установок. Мини-субмарины, как и их старшие сестры (за исключением атомных подводных лодок) оборудованы дизель-электрическими двигателями, а это означает, что они сочетают в себе дизельный двигатель и систему батарей для создания тяги. Дизельный двигатель используется для зарядки аккумуляторов, в то время как батареи приводят в действие электрический мотор. При осуществлении боевых операций, в соответствии с инструкциями о тишине, дизельный двигатель выключается, и субмарина переводится в режим питания от электрических батарей.
В разное время предпринимались попытки расширить линейку «тихих» дизель-электрических мини-субмарин. Одна из наиболее примечательных попыток была сделана в Италии компанией Maritalia во главе с инженером Джунио Санти. Он спроектировал сверхмалую подводную лодку под названием 3GST, которая обладала торообразным прочным корпусом, позволявшим дизельному двигателю работать под водой, что значительно расширяло боевые возможности, поскольку батареи могли заряжаться в боевом режиме. Этот проект был продан крупнейшему итальянскому судостроительному предприятию Fincantieri, но рынок для мини-субмарины с тороидальным корпусом так и не был найден. В результате 3GST так и осталась на демонстрационной платформе напротив ангаров для субмарин Fincantieri на верфи «Муджиано» в итальянском городке Ла-Специя.
Соединенные Штаты в последнее время спроектировали, построили и даже развернули на короткое время систему ASDV (Advanced Seal Delivery Vehicle), которая представляет собой мини-субмарину, которая транспортируется на большие расстояния материнской атомной подводной лодкой.
Лодка ASDV является полностью электрической. Ее дальность хода под водой на батареях составляет около 200 километров (примерно вдвое меньше, чем у автомобиля Tesla). Впрочем, обнаружилась проблема с ее оригинальными серебряно-цинковыми батареями. ВМС США предложили контракт на замену этих батарей литий-ионными элементами, аналогичными тем, что сейчас используются в электромобилях. Однако, этого так и не произошло из-за возросших издержек и проблем с эксплуатационными качествами, а также из-за возгораний по причине неисправности батарей.
Однако, будущее всех электрических мини-субмарин стало гораздо более радужным, благодаря технологии, разработанной для электромобилей. Используя станции быстрой зарядки под водой (аналогично дозаправке самолетов-истребителей и бомбардировщиков в воздухе), мини-субмарины могут достичь значительного увеличения дальности хода, особенно при выполнении задач по защите портов и береговой линии. Получив усовершенствованные электрические двигатели и контроллеры, новое поколение сверхмалых подводных лодок может стать намного более эффективным. Кроме того, современная электроника и GPS в сочетании с акустическими системами преодоления препятствий могут сделать мини-субмарины весьма эффективными подводными защитниками, способными отличать реальные угрозы от обычного морского трафика коммерческих и дружественных судов.
Подобно тому, как автомобили и грузовики переходят в автономный режим, в скором времени самое широкое распространение получат беспилотные подводные аппараты (БПА), управляемые роботами, как это уже произошло с летательными аппаратами. Вскоре БПА будут способны выходить на связь несколькими способами: со своих зарядных станций, где они смогут получить данные высокого разрешения о своих целях; подключаться к спутникам для обновления данных о своем местоположении; недалеко от побережья подключаться к вышкам мобильной связи. Кроме того, БПА могут нести на борту гидролокаторы и другие датчики, а также быть вооружены торпедами и противокорабельными ракетами, включая крылатые. У продвинутых моделей могут появиться даже консоли-манипуляторы, чтобы удалять вражеские датчики из прибрежных вод. Русские уже продемонстрировали подобную возможность при использовании погружных устройств с манипуляторами для обнаружения, и, возможно, отключения, телекоммуникационных кабелей.
Поскольку у беспилотных аппаратов нет экипажа на борту, устраняется риск людских потерь. А кроме того, БПА гораздо дешевле в производстве, но за счет искусственного интеллекта не менее эффективны, чем пилотируемые субмарины.
На фоне напряженности в Тихом океане и давлении Китая на своих соседей, возрождение мини-субмарин в современном виде, обитаемых или беспилотных, является чрезвычайно своевременным.
Читайте также
Последние новости