В «Общественную электронную газету» обратился известный в Башкирии орнитолог, директор Института экологической экспертизы и биоинформационных технологий Виктор Валуев. Он рассказал о тревожном факте, зафиксированном в Буздякском районе республики.
— На пруду деревни Большая Устюба, образованной рекой Большой Кидаш, гибнет рыба. У берега, прибитые ветром или течением, плавают вверх брюхом сотни рыб. На протяжении каждых трёх-пяти метров можно увидеть от одной до пяти мёртвых особей. Я разглядел окуней, других определять не стал, дело ведь не в видах, которые погибли, а в самом ужасном факте гибели огромного количества рыбы, — говорит Виктор Алексеевич.
Просто глядя на водоём, трудно сказать, по какой причине произошла массовая гибель рыбы. Чтобы определить причину, нужно проводить комплексное исследование.
Страшно то, что домашний скот пьёт трупную воду ниже плотины, а рыбаки ловят в этой воде умирающую рыбу. Этой же трупной водой питаются утки, которых осенью добудут охотники и принесут к столам своих семей, если, конечно, утки доживут до осени. При этом мною замечен интересный факт — ни озёрные чайки, ни большие белоголовые чайки, ни серые вороны, ни вороны эту рыбу не едят.
Вода с каждой минутой всё более насыщается трупным ядом и несёт его в реку Чермасан, а оттуда в Белую — жителям Бирска, Дюртюлей и далее, не говоря уже о деревнях вдоль этих рек.
Виктор Валуев отмечает ещё один, не менее тревожный факт.
— Причину массовой гибели рыб раскрывать некому. Сейчас ни в одном вузе Башкирии нет ни одного дипломированного ихтиолога и орнитолога. Кафедры зоологии ранее были в БГУ, в БГПУ и в Бирском филиале БГУ. Нынче все они закрыты, специалистов не осталось. Это практически остановило исследования фауны в республике.
Слова Виктора Валуева подтверждает доктор биологических наук, профессор заслуженный работник образования РБ, преподающий ныне в БГПУ, Марат Мигранов.
— Сейчас кафедры зоологии действительно все закрыты. Преподавателям в вузах не хватает часов. Это связано с переходом на двухуровневую систему образования. Когда было пятилетнее образования, специалитет, часов хватало на всех, были профилированные кафедры, в частности зоологии. Сейчас часов на дисциплины отводится мало. Возросла нагрузка на преподавателей. Наша система образования была успешно развалена. Те немногочисленные зоологи, которые у нас еще остались, уже пенсионного возраста. И они уже вне стен вузов. Они не преподают, не могут претендовать на гранты. А молодых зоологов у нас нет. В вузах нет средств, чтобы вывозить студентов на полевую практику. Суточные студенту оплачивают, как в 1970-е годы — 50 рублей в сутки. А преподавателю — 100 рублей. И действительно исследования фауны в Башкирии сведено практически к нулю. Нашу фауну изучают люди из других регионов.
Читайте также
Последние новости