Острую для Башкирии тему — нехватки и старения педагогических кадров в школах — озвучил 11 декабря врио министра образования РБ Айбулат Хажин. Он подтвердил, что во многих школах наблюдается большой разрыв между учениками и учителем, потому как часто возраст учителя довольно высок. Сегодня система образования требует не только привития грамотности, но и использования современных информационных технологий, гаджетов, интерактивных досок, компьютеров. Школы стараются оснастить необходимым оборудованием, но есть и педагоги, не владеющие или плохо владеющие этими компетенциями в силу возраста.
В последние годы картина со старением кадров стала исправляться, но незначительно. Если в 2015 году доля учителей со стажем до пяти лет составляла 5,3 процента, то сейчас мы приближаемся к десяти процентам. Это мало, признал глава министерства образования.
Второй аспект, тревожащий образовательное ведомство республики: качество знаний самих учителей. Хажин сослался на федеральный эксперимент, в котором участвовали некоторые регионы, включая Башкирию. Он показал, что качество подготовки учителей тоже оставляет желать лучшего. И это не только республиканская, а общероссийская проблема. В первом блоке заданий у педагогов проверяли собственные знания по своему предмету, во втором — знания методики преподавания, психолого-педагогических подходов к обучению, организации образовательного процесса.
— Если по первой части большинство учителей справились и весьма неплохо, то по второй у нас серьезные проблемы, — констатировал Айбулат Хажин. — Среди учителей-математиков половина не справились с заданием, то есть каждый второй учитель не владеет методикой преподавания своего предмета. У учителей русского языка и литературы ситуация чуть получше: не справилась с заданием четверть педагогов.
Что касается качества компетенций конкретно учителей Башкирии, Айбулат Хажин похвалил учителей начальных классов.
— Мы очень хорошо выглядим на начальном уровне, у нас хорошие учителя с первого по четвертый классы, по мировым стандартам оценки образовательного процесса мы в лидерах. У нас очень достойных уровень педагогов, обучающих школьников старшего звена. Но, к сожалению, провал в среднем звене: с пятого по девятый классы.
Хажин подчеркнул, что речь идет не о предметной грамотности наших учителей.
— Свои предметы они знают хорошо. Имеется в виду функциональная грамотность, правильная работа с методиками преподавания своего предмета. Это учитель должен уметь делать. Второе — понять и транслировать знания нашим ребятишкам в практическую сферу. Вот две задачи, которые будет решать региональная система оценки качества образования.
Читайте также
Последние новости