Помню, в 90-х годах один из начальников, громко угрожал мне из-за вышедшей статьи. Сегодня это чревато, ведь любого чиновника может ждать внезапная слава в ютубе. Изменились законы. Многие превратились в соцсетях в диванных мудрецов и «борцов за свободу», которой стало больше. Но как мы распоряжаемся этим важным ресурсом?
— Лучше или хуже стало в Башкирии по сравнению с 90-ми? — спрашиваю знакомого социолога.
— Мы были словно пассажиры автобуса под взглядом контролеров. Внезапно те ушли. Теперь можно выходить из салона, требовать еду. Некоторые залезли на крышу, начали лить грязь на лобовое стекло, хулиганить. У людей появились гаджеты, где можно ругать все и всех и сам автобус. Пассажиры принялись писать, что снова душно, окна грязные, сиденья разваливаются, а пол прогнил. Социологи, психологи и блогеры заговорили о феномене так называемой «цифровой (виртуальной) ярости». Они выясняют, почему люди в соцсетях ведут себя зло и по-хамски даже знакомые друг с другом. Встречаясь после этого, разрывают отношения.
Наш автобус едет через хлипкие мостики, со скрипом. Но часть пассажиров начали латать пол, сиденья, продавать еду, газеты, напитки и вещи, помогать водителю ремонтировать двигатель, убирать бревна с дороги. Но автобус едет медленно и буксует.
— Все хотят новый автобус?
— Да. Его можно лишь переделать, изменить расписание нам самим. Ведь других «нас» нет. Карабас с плеткой не вернётся, но ряд исследований показывает, что одни его ждут, а другие научились сами делать и продавать еду, чинить окна, убирать камни, мешающие проезду, грамотно говорить о своих интересах. Их слышат, но автобус слишком старый, бензина — в обрез. Дорога неизвестная и трудная, а мы отстали от основной колонны. Злые, недовольные крики слышны громче и стали модными. Любому новому, позитивному сложно пробиться через этот гам, — ответил мне мыслитель.
Степень свободы в Башкирии 70-х, 80-х и конца 2000-х годов несопоставима. Молодёжь не помнит, но паспорта в Башкирии начали выдавать сельчанам лишь с 1975 года. Человеку надо было сильно доказывать, что он кому-то нужен в городе. А сегодня появились целые прослойки людей, которым технологи социальной инженерии внушили, что 90 процентам россиян очень мешают жить в раю, как в Дубае или Скандинавии, или стране «американской мечты». Свою страну они рассматривают в отрыве от мировой геополитики. Они даже не задумываются о том, что ни одно государство не создано для рая. Структурированные механизмы налогообложения, контроля и принуждения работают, чтобы не было ада.
Не хочется верить, что свободу многие продолжат воспринимать в виде вседозволенности в соцсетях, анонимной, трусливой и гадливой. Я наблюдал, как в зависимости от навыков лизоблюдства одинаковыми ломтиками нарезали «счастье» парткомы и обкомы, затем в 90-х годах распоясавшиеся баи, те же председатели обкомов и парткомов, пожирали заводы вместе с людьми. Это миазмы извращенного понятия свободы. На самом деле свобода — это колоссальная ответственность за свои поступки и солидарность с единомышленниками.
В Швейцарии в 90-х годах учёные собрали в своём центре представителей всех слоёв общества для эксперимента под видеонаблюдением. Людям объяснили, что они должны построить мини-государство. Но начались споры, кампанейщина, битье стекол и потасовки. Перестали убирать мусор, готовить еду, работать на грядках, многие начали вести себя безобразно. При этом испытуемым по репродуктору рассказывали о том, что происходит за стенами центра и с ними самими. «Государства» не получилось. Испытуемые не прошли тест на свободу. Поэтому неплохо бы начать ремонтировать пол, сиденья и начать убирать мусор, грамотно бороться за свои аргументы, как свободные люди…
Читайте также
Последние новости