Следующая новость
Предыдущая новость

Башкирия: взгляд в Зазеркалье

— Ну, и что ты мне сделаешь? – издевательски ухмылялся хулиган, выхвативший из рук маленькой девочки игрушку, держа отобранное высоко у неё над головой, — это эпизод из далёкого детства.

— Во-первых, что ты мне сделаешь? – это первая часть современного мема-копипасты, которую теперь часто оставляют в комментариях, отвечая троллю или человеку, обратившемуся с угрозами.

Эти две фразы вспомнились мне на днях, когда разгорелся скандал с размещением на сайте региональной вкладки одной из российских газет материала о желании прокурора республики признать организацию экстремисткой. Резонанс вызвал не сам материал, а иллюстрация к нему — фото пожилой женщины в национальном наряде. Дочь этой женщины, которая на самом деле является известным в регионе человеком, с негодованием обратилась за помощью общественности, поскольку редакция издания фотографию удалить отказалась. Хотя снимок сделан был несколько лет назад и, разумеется, ни к какому экстремистскому течению героиня снимка принадлежать не желала.

Курултай Башкирии дал оценку этой ситуации, встав на сторону героини снимка. После чего журналистское и блогерские сообщества разделились на разные группы.

— Из мухи слона раздули, — пожимали плечами одни.

— Редакция не обязана подчиняться посторонним при подборке публикаций и иллюстраций, — неистовствовали другие.

— Судиться надо за такое оскорбление, — советовали третьи.

Были и те, что стояли на позиции: зачем сор из избы выносить, сами бы разобрались…

Что касается национального вопроса, на который напирали многие комментаторы скандальной ситуации, на мой взгляд, его там минимум. Раздуванием национальной розни в республике у нас занимаются единицы. Кишка у них тонка, чтобы перессорить пёстрый сборник из обывателей различной национальности. Все прекрасно понимают, что утрированно причитают об «ущемлении» прав башкир не истинные хранители языка и культуры, а те, кто желают покрасоваться на публике, собрать какие-то очки. На них подавляющее большинство граждан смотрят как на существ из Зазеркалья: посмотреть можно, иметь с ними дело вплотную – нет ни желания, ни времени.

Возможно, эта ситуация дальше будет решаться в правовом поле. Меня же в этой риторике смутило другое. Обозначая разные позиции, их сторонники упускали одну, пожалуй, самую существенную вещь: человек на фото, по возрасту могла бы быть матерью тех, упирал на свободу слова и возмущался попыткой цензуры. И женщина после публикации почувствовала себя некомфортно. Разве этого недостаточно, чтобы без лишних дискуссий заменить снимок?

Это молодёжь даже на прямое публичное оскорбление могут отреагировать смехом или использовать его как повод прославиться в виртуальном мире. А для людей старшего поколения – безупречная репутация – не пустой звук. Для многих из них – это самое главное в жизни. И когда, пусть ненамеренно, наносится удар по репутации, это сродни физической пощёчине.

Возможно, «играть мускулами» перед теми, кто старше или слабее, пребывая в расцвете сил, кому-то кажется уместным и красивым. Мне же такие вещи кажутся постыдными. Испокон веков уважительное отношение к старшим было не только нормой, но и мерилом нравственности любого человека. Да и профессия журналиста в основе своей обязана быть гуманной, служить на пользу людям. Так какую пользу получили конкретно от этой фотографии? По-моему, -- никакой. Зато человеку сделали больно.

А потому то, что официальные инстанции всё же высказались в поддержку обиженной, вполне нормально, и не является попыткой цензуры или давлением. Это больше напоминание: сначала все мы — люди, а потом – журналисты, строители, продавцы и менеджеры.

Как в известной притче о профессоре, который говорил студентам: «Ваша человечность – это единица, все остальные положительные качества — ноль. И если поставить их после цифры 1, они всё больше облагораживают человека. А если стереть первую цифру, остальные качества ничего не стоят».

Источник

Последние новости