Агентство Associated Press объявило Джо Байдена победителем президентских выборов в США в 2020 году. Хотя это еще не подтверждено официально, тем более что Дональд Трамп отказывается признать свое поражение, Associated Press хвастливо заявляет, что они были на 99,8 процента точны в предсказании исхода предвыборной гонки в 2016 году и на 100 процентов точны в отношении результатов голосования на президентских выборах и выборах в Конгресс в каждом штате.
Мировые лидеры, включая израильского премьера Биньямина Нетаньяху, канадского Джастина Трюдо, австралийского Скотта Моррисона, южнокорейского Мун Чжэ Ина и британского Бориса Джонсона, поздравили Байдена с избранием в качестве 46-го президента Соединенных Штатов Америки. Однако, многие заметили молчание, причем вполне обоснованное, одной заметной фигуры – президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
У Эрдогана всегда были вполне сердечные отношения с США, в том числе и в те годы, когда Байден занимал пост вице-президента при Бараке Обаме. Однако при Трампе турецкий президент явно осмелел и начал действовать в одностороннем порядке, причем с каждым годом все более агрессивно. Хотя именно под наблюдением администрации Обамы семья Эрдогана была вовлечена в «кровавую» торговлю нефтью с боевиками организации ДАИШ (ИГИЛ), когда те контролировали нефтяные месторождения Сирии и Ирака в период с 2014 по 2016 год, турецкая агрессия в то время была главным образом направлена против курдов, будь то в Турции, Сирии или Ираке.
А вот с приходом к власти Трампа Эрдоган настолько вошел во вкус, что создал наемную армию из сирийских боевиков, а затем направил ее в Ливию и Азербайджан. Кроме того, он продолжает попытки перекроить карту Восточного Средиземноморья за счет Греции и Кипра, а также нарушил две резолюции Организации Объединенных Наций, открыв пляж «города-призрака» Вароши на оккупированном Северном Кипре, превратил Собор Святой Софии в мечеть и в довершение всего принял у себя лидеров террористической организации ХАМАС.
Фактически, если исходить из нормы Закона о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), который сам Дональд Трамп подписал 2 августа 2017 года, Турция должна быть наказана за покупку российской системы противоракетной обороны С-400, а также за то, что принадлежащий государству банк Halkbank помогал Ирану торговать в обход американских санкций.
Бывший советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон называл отношения между двумя президентами «бромансом» (крепкая мужская дружба, прим. mixednes). В общем-то Трамп тоже никогда этого особенно не скрывал, часто называя Эрдогана своим другом и «очень хорошим».
Если задаться вопросом «кому выгодно» или, иначе говоря, проследить за движением денег, можно легко понять, почему Трамп так часто хвалил Эрдогана и даже напрямую вмешивался в систему американского правосудия, пытаясь предотвратить судебный процесс против Halkbank. Этот бумажный след приводит прямо к Trump Towers, башням Трампа в Стамбуле, первым из ставших культовыми башен Трампа на европейском континенте.
Именно это является одной из причин, по которым на протяжении месяцев, предшествовавших выборам, официальные лица из правительства Эрдогана нещадно критиковали демократов, включая самого Байдена.
Пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калин написал в своем Твиттере 16 августа: «Анализ ситуации в Турции, озвученный Джо Байденом, базируется на полном невежестве, высокомерии и лицемерии. Дни, когда Турции можно было отдавать любые приказы, ушли в прошлое. Но если вы все же думаете, что можете попробовать, добро пожаловать. Вы поплатитесь за это».
Вслед за этим, 25 сентября появилось заявление министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в том же Твиттере, где говорилось что «избрание демократки Нэнси Пелоси спикером Палаты представителей – тревожный знак для американской демократии, учитывая ее вопиющее невежество. Вы научитесь уважать волю турецкого народа».
Впрочем, на прошлой неделе, когда стало более очевидным, что Байден выиграет выборы, Чавушоглу полностью изменил свою риторику, заявив: «Независимо от того, кто из кандидатов займет пост президента в США, мы будем придерживаться искреннего стремления к улучшению наших отношений».
Однако, имеются признаки, что для Турции все может оказаться не так просто. Во время предвыборной гонки, чтобы мобилизовать избирательные блоки поддержки Байден обратился напрямую к армянской и греческой общинам США, пообещав не только официально признать факт геноцида, совершенного Турцией в 20 веке, но и непосредственно противостоять растущему милитаризму Эрдогана.
Весьма вероятно, что администрация Байдена пойдет на обострение враждебности между США и Россией. При этом Байден, скорее всего, наложит на Анкару санкции за покупку систем С-400. Кроме того, Байден неоднократно заявлял, что поддержит политическую оппозицию в Турции и ее борьбу против Эрдогана, если станет президентом. Неудивительно, что лидер ведущей оппозиционной партии страны Кемаль Кылычдароглу поздравил Джо Байдена с победой. «Я с нетерпением жду укрепления турецко-американских отношений и нашего стратегического альянса», – написал он в своем твиттере.
Нет никаких сомнений, что Байден примет более жесткий курс в отношении Эрдогана по сравнению с Трампом и Обамой, однако вполне вероятно также, что он попытается подтолкнуть Афины к свертыванию ее растущих связей с Москвой в обмен на свое личное вмешательство в противодействие турецкой агрессии, направленной против Греции. Хотя при предыдущем правительстве греко-российские отношения достигли исторического минимума, нынешнее правительство, которое пришло к власти в прошлом году, ускорило восстановление связей, а совсем недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил Афины.
Кроме того, Байден в 2014 году стал первым вице-президентом США, посетившим Кипр. После инаугурации он будет первым американским президентом, побывавшим на этом острове. В отличие от всех своих предшественников, он видел ситуацию собственными глазами и оценил реальность турецкой оккупации Северного Кипра. В настоящее время администрация Трампа оказывает давление на Кипр, добиваясь разрыва связей с Россией. Лидеры в Никосии неоднократно заявляли, что не станут этого делать. Есть все основания предполагать, что Байден продолжит эту политику.
Поскольку при президенте Байдене Соединенные Штаты будут настроены более конфронтационно в отношении Эрдогана, это поможет активизировать усилия по прекращению турецкой агрессии против Греции и Кипра, а также попытки вторжения в Арцах, более известный как Нагорный Карабах, под покровительством Анкары. Однако, скорее всего, Афинам и Никосии придется пойти на некоторые уступки, так что можно ожидать охлаждения отношений между ними и Россией.
Хотя Греция, Кипр и Армения нуждаются в экстренной поддержке в их противостоянии с турецким милитаризмом, потенциальные долгосрочные последствия того, как именно эта поддержка будет осуществляться, могут оказать гораздо более дестабилизирующее воздействие на весь регион, если ценой освобождения от турецкой угрозы будет разрыв связей этих стран с Москвой. Повернувшись против России, они станут платформой для противодействия российскому влиянию и интересам в регионе, что вызовет дестабилизирующие последствия.
Главные политические оппоненты Эрдогана уже объявили, что, в случае успеха на следующих выборах, укрепят американо-турецкие отношения. Эрдоган, который действует непредсказуемо и, как правило, в одностороннем порядке, все больше выходит из-под контроля Вашингтона. Потенциальная поддержка турецкой оппозиции Байденом также будет направлена прежде всего против России, поскольку ее целью является полное возвращение Турции в лоно НАТО. Поэтому, хотя Байден, скорее всего, будет вынужден «разбираться» с Эрдоганом, поддерживая Грецию, Кипр, Армению, курдов и политическую оппозицию в самой Турции, он потребует от них платы за свое покровительство и попытается объединить всех этих игроков, чтобы затем повернуть против Москвы.
Читайте также
Последние новости