Одной из причин высокой эффективности подводных лодок ВМС США, которая традиционно определяет американское превосходство, является численность их экипажей. Она превышает 100 человек, и это позволяет субмаринам справляться с нештатными ситуациями и находиться в море непрерывно на протяжении нескольких месяцев. Российские подводные лодки имеют меньшие экипажи и, как правило, не могут позволить себе столь длительные рейды. Однако, чего можно ожидать от нынешней революции робототехники, которая стремительно приближает создание необитаемых подводных лодок? Получит ли Россия преимущество перед США?
В последние годы автономные необитаемые подводные аппараты (АНПА) превратились в горячую тему. Пока их основная область применения – разведывательные операции, но все чаще рассматривается возможность использовать беспилотные аппараты для выполнения таких задач, где в настоящее время требуются подводные лодки с экипажем на борту. ВМС США имеют в своем арсенале Orca XLUUV (сверхбольшой необитаемый подводный аппарат), который расширяет границы применения АНПА в традиционной «зоне ответственности» обычных субмарин.
Однако, по многим параметрам аппарату Orca еще весьма далеко до современных быстроходных ударных подводных лодок. Во многом это обусловлено тем, что в качестве двигателя в нем использована дизельная установка. Настоящие ударные субмарины, по крайней мере, в Соединенных Штатах, оснащены атомными двигателями. Это обеспечивает им повышенную мощность и почти неограниченную дальность действия. Кроме того, у них нет необходимости всплывать ближе к поверхности, чтобы перезарядить свои батареи. Как правило, это делает их менее уязвимыми для радаров противника и дает больше шансов скрыться от преследования противника в случае обнаружения.
Итак, может ли ударная подводная лодка, или ракетный подводный крейсер, быть полностью автоматизирован? По мнению русских, похоже, такая возможность есть.
В последнее время Россия вкладывает немалые средства в создание полностью автоматизированных подводных атомных электростанций. Первое, что приходит на ум в этой связи – мощная межконтинентальная атомная торпеда «Посейдон», способная нести ядерный заряд. Тем не менее, хотя ее часто называют беспилотным аппаратом, все же это скорее боеприпас. «Посейдон» предназначен для «поездки в один конец» и не имеет многих функций, сопряженных в большинстве случаев с регулярными подводными операциями.
Однако, Россия обладает еще одним автономным подводным реактором, который предназначен для долгосрочной непрерывной работы. Автономный атомный турбогенератор создан для обеспечения электроэнергией инфраструктуры на дне моря под ледяной шапкой. Но российское конструкторское бюро «Малахит» предложило использовать его на обычных подводных лодках, предназначенных для выполнения задач под арктическим ледяным покровом. Такая «вспомогательная субмарина» по-прежнему будет пилотируемой, но лишь до завершения миссии. Сам атомный турбогенератор и силовая установка действуют полностью автономно и не нуждаются в обслуживании.
Что из этого следует? Вполне вероятно, что России удалось скомбинировать автономный атомный турбинный генератор с технологией беспилотных подводных аппаратов и создать первую в мире автономную ракетную подводную лодку.
Удаление из этого уравнения людей не только экономит место, но и значительно снижает потребление энергии. По словам Рэйчел Полинг, специалиста по военно-морской архитектуре из лондонского Юниверсити Колледж, более 30 процентов потребляемой мощности на подводной лодке, помимо обеспечения работы двигателя, направляется на удовлетворение жизненных потребностей экипажа. Речь идет о многочисленных системах жизнеобеспечения, вплоть до освещения и хранения замороженных продуктов.
Такой автономный ракетный подводный крейсер, вероятно, будет иметь определенные ограничения по сравнению с нынешними атомными субмаринами. Но он выиграет за счет неограниченной «выносливости» (при условии отсутствия сбоев и неисправностей), значительно меньшей стоимости и, в некоторой степени, возможности одноразового использования. Кроме того, высока вероятность, что он будет обладать большей мощностью, чем даже самые крупные неядерные автономные подводные аппараты.
Сколько времени понадобится Западу, чтобы разработать подобную технологию? Все современные подводные ядерные реакторы были построены для подводных лодок с экипажем. Это во многом определило особенности их конструкции, поэтому для решения новой задачи потребуется принципиально иной проект реактора. Кроме того, перспективным проектам еще нужно будет преодолеть проблемы финансирования и кадрового обеспечения, не говоря уже о возможных возражениях экологического характера.
Итак, независимо от того, является ли применение полностью автоматизированных ядерных реакторов на автономных подводных лодках хорошей идеей или нет, по всей вероятности, мы увидим их в арсенале российского Военно-морского флота задолго до появления подобных технологий у какой-либо западной державы.
Читайте также
Последние новости