Привилегия задать первый вопрос государственному советнику и министру иностранных дел КНР Ван И в ходе традиционной пресс-конференции после завершения 13-го Всекитайского собрания народных представителей в Пекине в прошлое воскресенье была предоставлена корреспонденту ТАСС. Это был незаурядный жест, наполненный символизмом. Послание состояло в том, что в нынешних условиях, когда международная система находится на грани распада, Китай рассматривает отношения с Россией как ключевой фактор глобальной стратегической стабильности.
Ван И заявил: «Китай и Россия, стоящие плечом к плечу, есть и будут опорой мира и стабильности во всем мире. Чем более нестабильной становится глобальная обстановка, тем более возрастает необходимость в продолжении сотрудничества между Китаем и Россией. Пекин и Москва должны играть друг для друга роль стратегической поддержки, обеспечивать возможности для экономического развития и являться партнерами на мировой арене. Этот вывод основан как на историческом опыте, так и на политических императивах нынешнего стремительно меняющегося мира».
Он также добавил: «Мы подадим всем пример стратегического взаимного доверия, решительно поддерживая друг друга в отстаивании важнейших национальных интересов, совместно противостоя «цветным революциям», противодействуя распространению дезинформации и защищая национальный суверенитет и политическую безопасность».
Разумеется, на данный момент вариант официального военного альянса не рассматривается. Как недавно выразился Ян Цзинь, научный сотрудник Института изучения России, Восточной Европы и Центральной Азии Пекинской академии общественных наук (которая находится в ведении Госсовета), формальный союз «будет недостаточно гибким и лишь создаст новые проблемы».
Однако через два дня после выступления Ван И агентство ТАСС сообщило о полуофициальной российско-китайской встрече, где ведущий московский эксперт Алексей Маслов, директор Института Дальнего Востока РАН, тем не менее предложил нечто вроде альянса. Он предупредил китайскую сторону о том, что администрация Байдена будет усиливать давление на Китай «по нескольким главным направлениям» и всячески препятствовать его активности в сфере высоких технологий, особенно сотрудничеству с европейскими партнерами, а также реализации стратегии «Made in China 2025».
Маслов отметил, что Соединенные Штаты по-прежнему будут проводить стратегию сдерживания против Китая и России. «Соединенные Штаты пытаются окружить Россию и Китай кольцом конфликтов. Они стремятся навязать миру новую систему контроля, основанную на управлении конфликтами. На сегодняшний день Россия и Китай находятся в оборонительной позиции и вынуждены защищаться и оправдываться. На мой взгляд, совместная российско-китайская концепция — это очень важный шаг к стабилизации мировой обстановки прямо сейчас», – заявил эксперт.
По его мнению, Москва и Пекин должны подумать о создании совместной всеобъемлющей системы безопасности, которая, наряду с военной сферой, охватывала бы такие секторы экономики как энергетика, банковское дело, коммуникации. «Таким образом, Россия и Китай могли бы предложить новую концепцию глобальной стабильности, в основе которой лежит упомянутая комплексная система безопасности», – заключил Маслов.
На фоне этого обмена сигналами между Москвой и Пекином на нынешнюю неделю запланирована первая встреча представителей администрации Байдена с высокопоставленными китайскими чиновниками. Вашингтон и Пекин объявили, что 18-19 марта Госсекретарь США Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан встретятся с министром иностранных дел Ван И и членом Политбюро ЦК КПК, главой Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ян Цзечи в новом формате «2+2» в Анкоридже, штат Аляска, где состоится стратегический диалог на высоком уровне.
Интересно, что когда Маслов в прошлый четверг во второй раз заговорил о Китае, его речь приняла приглушенный тон. «Несмотря на ухудшение политических отношений на протяжении последних двух месяцев китайский экспорт в США вырос на 21 процент. Таким образом, стороны не сокращают, а напротив, наращивают товарооборот. Разумеется, идти на обострение напряженности в тот момент, когда экономики требуют улучшения отношений, было бы просто неразумно», – сказал он московской «Независимой газете».
Маслов отметил, что президент США Джо Байден не только стремится продемонстрировать, что его политика в отношении Китая отличается от политики предшественника, Дональда Трампа, но и хочет показать, что готов к конструктивному диалогу с Пекином, если тот согласится принять во внимание ключевые интересы Вашингтона. По мнению российского эксперта, в ближайшее время возобновятся торговые переговоры на основе предварительного соглашения, достигнутого в декабре 2019 года.
Однако основная значимость комментариев Маслова заключается в его непредвзятой оценке позиции Китая, который по-прежнему проявляет большой интерес к Соединенным Штатам, поскольку не хочет терять американский рынок. В то же время, по его словам, все упирается в новейшие китайские технологии, которые Вашингтон любой ценой стремится не допустить на западные рынки. «Достичь компромисса по этой проблеме практически невозможно, и поэтому вопрос торговли является самым важным», – подчеркнул он.
В противоречивых замечаниях Маслова можно уловить также намек на растущую тревогу в российском политическом сознании, несмотря на успокаивающие заявления Ван И. Эту тревогу нельзя назвать беспочвенной. Действительно, в прошлую пятницу в ходе пресс-конференции в Пекине, отвечая на вопросы корреспондента CNN по поводу переговоров в формате «2+2», премьер-министр Китая Ли Кэцян позитивно отозвался о диалоге в Анкоридже. Он, в частности, сказал:
«Некоторых разногласий и противоречий трудно избежать, и порой они могут быть довольно острыми. Но самое главное – как эти разногласия и противоречия устраняются. Китайцы и американцы обладают мудростью и огромным потенциалом, обе стороны должны вести диалог, основанный на взаимном уважении и равенстве. Мы надеемся на продолжение взаимодействия во многих сферах и на всех уровнях. Даже если мы не сможем достичь общего языка в ближайшее время, регулярный обмен мнениями поможет укрепить доверие и развеять взаимные опасения, а также смягчить существующие разногласия и более эффективно урегулировать споры.
У Китая и Соединенных Штатов есть обширные общие интересы. Существует много сфер, где две страны могут успешно сотрудничать. В прошлом году общий объем товарооборота между Китаем и США изменил тенденцию и достиг 4,1 триллиона долларов, на 8,8 процента превысив показатель предыдущего года.
Обе страны должны приложить больше усилий для достижения общих целей и расширения области совпадающих интересов. Как постоянные члены Совета Безопасности ООН, Китай и США несут свою долю ответственности за поддержание мира и стабильности во всем мире, содействие глобальному процветанию и прогрессу. Нам необходимо устремлять взгляд в будущее и преодолевать препятствия, встающие на пути развития китайско-американских отношений, ради всеобщей стабильности».
Итак, в первые 8 недель после инаугурации Байдена Соединенные Штаты вступают в стратегический диалог с Китаем для перезагрузки отношений. Что же касается российско-американских отношений, они, напротив, движутся вниз по наклонной плоскости: все больше санкций, угроз и взаимных обвинений. Суть в том, что администрация Байдена не проявляет никакой заинтересованности во взаимодействии с Москвой, несмотря на нескрываемое желание последней начать этот процесс. Можно с уверенностью сказать, что по мере того, как выкристаллизовывается политика администрации Байдена в отношении Москвы и Пекина, в треугольнике США-Россия-Китай намечается асимметрия. Россия, несомненно, будет внимательно следить за предстоящими переговорами в Анкоридже.
В то же время упомянутая выше «асимметрия» распространяется и на подход США к Китаю. Блинкен избегает называть «2+2» стратегическим диалогом и уклончиво заявляет, что любые дальнейшие действия будут зависеть от того, насколько продуктивными окажутся предстоящие переговоры. В этом случае США используют дипломатический инструментарий советской эпохи, для которого были характерны многочисленные прелюдии. Одной из причин такого поведения может быть то, что Вашингтону еще предстоит умиротворить своих союзников, и прежде всего, «Индо-Тихоокеанскую» группу. Относительно недавно прозвучали провокационные комментарии администрации Байдена по поводу реформирования Китаем избирательной системы Гонконга, весьма деликатного вопроса о положении Далай-ламы, связанного с китайским Тибетом, и так далее. Кроме того, всего несколько дней назад, в прошлую среду, ракетный эсминец ВМС США прошел через Тайваньский пролив. Это был уже третий подобный маневр американского военного корабля с тех пор, как Байден вступил в должность президента.
В сущности, администрация Байдена не намерена отказываться от враждебного настроя по отношению к Китаю, что отражает в том числе и общественные настроения в США, и двусторонние отношения останутся в сложном режиме, сочетающем стратегическое соперничество и избирательное сотрудничество. Неудивительно, что китайские аналитики охлаждают горячие головы, охваченные завышенными ожиданиями от предстоящих переговоров, но не скрывают тихое удовлетворение от того, что администрация Байдена взяла на себя инициативу наметить в ближайшее время дату «стратегического диалога» на высоком уровне. Это само по себе является «позитивным сигналом», внушающим надежду на то, что благодаря переговорам «направление развития двусторонних отношений может вернуться на путь стабильности и конструктивности».
По мере того, как в США будет набирать обороты борьба с последствиями пандемии, а также стимулирование экономики за счет гигантского пакета экономической помощи общим объемом в 1,9 триллиона долларов, Байден будет искать возможности добиться победы на внешнеполитическом фронте, которая могла бы укрепить фундамент его внутренней политики, а также помочь в решении глобальных проблем. Пекин об этом хорошо знает и ждет возможности представить предложения по поводу перезагрузки отношений.
Читайте также
Последние новости