Свинцовая княжеская печать конца XII - начала XIII века, обнаруженная в Ярославле на месте прокладки канализации, позволила ответить на вопрос, как звали мать первого ярославского князя, Всеволода Константиновича.Как пояснил заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков, в Древней Руси князья и верхушка духовенства имели собственные печати, которыми скреплялись официальные документы. На древнерусских княжеских печатях XII-XIII веков изображали святых покровителей князя, то есть святого, в честь которых правитель получил своё крестильное имя. Специалисты отмечают, что среди нескольких тысячей известных печатей домонголькой эпохи лишь несколько тысяч принадлежали женщинам. Одна из таких печатей недавно была обнаружена во время работ по прокладке канализационных труб к древнейшему зданию в Ярославле Митрополичьим палатам.
Археологи заметили на печати, которую можно уверенно датировать концом XII – началом XIII века, изображены святые Константин и Мария. По словам исследователей, это означает, что владелицей печати была женщина, а изображены на ней, соответственно, покровители самой княгини и её мужа.
Сопоставив всю имеющуюся информацию, специалисты пришли к выводу, что печать принадлежала жене Константина Всеволодовича, старшего сына великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Княгиня была дочерью смоленского князя Мстислава Романовича и матерью первого удельного ярославского князя Всеволода Константиновича. До сих пор не было известно, какое имя было дано этой женщине при рождении, учёные знали лишь, что после смерти мужа она постриглась в монахини и носила иноческое имя Агафья. Теперь же специалистам стало известно, как княгиню звали до этого.
Помимо печати, группа исследователей под руководством Аси Энговатовой обнаружила фрагменты завезённых из-за рубежа стеклянных сосудов, а также остатки необычно большой для рубежа XII-XIII веков деревянной постройки.
Читайте также
Последние новости