В прошлом месяце Москва отправила другим арктическим державам впечатляющий сигнал: Россия намерена доминировать в этом регионе. Российский транспортник, побив мировой рекорд по самому высотному прыжку, выбросил десант сил спецназначения над Арктикой, с большей высоты, чем гора Эверест. Десантники провели учебную операцию и затем собрались на базе в Нагурском, самом северном военном объекте в России.
Любая попытка соперника догнать и превзойти преимущество Москвы в Арктике вряд ли удастся. Геополитическое преимущество за Россией, поскольку ее суверенная территория граничит с половиной арктических территориальных вод Арктики. Планируемый ей Северо-восточный проход должен соединить Европу с ее дальневосточными областями, располагающимися вдоль тихоокеанских вод.
Северо-западная арктическая территория России на Кольском полуострове обеспечивает значительную долю добычи никеля и меди в стране. В Арктическом регионе также добывается большая часть олова. Горнодобывающие центры в пределах Полярного круга добывают ценные полезные ископаемые: алмазы в Республике Якутия на Дальнем Востоке России, а также палладий, платину, селен и кобальт. Вероятно, самые известные полезные ископаемые — это легендарные месторождения золота в районе Колымы.
Одним из территориальных вопросов, чреватых созданием напряженности, являются конфликтующие претензии со стороны России и стран-членов НАТО Дании и Канады вокруг территориальной принадлежности хребта Ломоносова. Тем не менее, некоторые исторические территориальные встречные претензии являются предметом переговоров, например, многолетний спор между Россией и Норвегией о том, какая страна контролировала воды Баренцева моря. Россия и Норвегия в 2010 году мирно решили этот вопрос, когда каждая из сторон удовлетворилась 175 тысячами квадратных километров Баренцева моря.
Кремль продолжает интегрировать промышленную и военную инфраструктуру в свой проект Крайнего Севера, начавшийся около века назад. Нужно отметить, что между 2015 и 2016 годами Москва построила шесть новых военных баз на Земле Александры, Новой Земле, островах Среднем, Врангеля и Котельном, а также в Лагере Шмидта. Россия сохраняет плотный контроль над арктическим воздушным пространством, где военные недавно разместили свою способную работать в полярных условиях противовоздушную систему С-400. Опыт, полученный Красной армией во время боев во Второй мировой войне с вторгшимися гитлеровскими войсками, гарантирует, что все российские боевые системы способны работать при температуре в -50 градусов Цельсия.
Кроме того, у России есть естественное геополитическое и культурное преимущество перед конкурентами за гегемонию на суше и в водах за Полярным кругом. Граждане России вполне привычны к холодному климату областей Крайнего Севера, о чем свидетельствуют несколько крупных городских населенных пунктов на крайнем севере: Мурманск, Воркута, Норильск и Тикси.
Подчеркивая очевидную решимость России доминировать на Северном морском пути (СМП) после того, как этот проход станет полностью судоходным, Москва уже предложила юрисдикционный режим для управления всей планирующейся через этот путь торговлей. Предложенное Россией регулирование всего касающегося Северного морского пути предполагает обязательное уведомление за 45 дней о приобретении права на проход по пути, огромный тариф и допуск российского пилота на судно, чтобы безопасно провести его в порт. США скорее всего не согласятся с этим предложением, поскольку ВМФ США твердо придерживается принципа mare liberum («свобода морей»). В последние десятилетия американский флот провел сотни операций по «свободе навигации» по всему миру, и теперь может увеличить число таких операций в районе Крайнего Севера, чтобы не допустить безоговорочного господства Москвы в Арктическом регионе.
Устремления пяти полярных стран — России, Дании, Норвегии, Канады и США — также могут столкнуться с амбициями Китайской Народной Республики. В недавнем прошлом Китай и Россия сотрудничали в области судоходства и коммерческой эксплуатации в Арктике. Россия, владелец крупнейшего в мире флота ледоколов, время от времени предоставляла эти суда для сопровождения китайских морских конвоев в холодных морях Крайнего Севера. Именно Россия стала пионером в строительстве первого атомного ледокола «Ленин», тогда как до этого проход на крайнем севере России был ограничен периодом с середины июля до конца сентября. В настоящее время Китай строит собственные ледоколы для эксплуатации арктических вод. Китай явно считает Северный коридор «Полярным шелковым путем», который будет способствовать двусторонней торговле между Азией и Евросоюзом. Сейчас, когда в августе прошлого года Северный морской путь обрел материальность, российско-китайское сотрудничество может также включать в себя финансирование Китаем планов России по строительству военных баз и современных портов в этом регионе.
Возможно, разумным путем для США и стран Свободного Мира утвердиться в Арктике, учитывая всестороннее преимущество здесь России а также ее тандем с Китаем, было бы сохранять превосходство в регионе атомных субмарин, одновременно с этим пристально наблюдая за Северным флотом России, базирующемся в арктическом городе Мурманск. Во времена холодной войны НАТО успешно выполняло эту задачу.
США и Россия вполне способны осуществлять свою самую критически важную арктическую задачу: атаковать через полюс. Хотя и имеются двусторонние процедуры безопасности для снижения риска такого катастрофического сценария, нерешенные противоречия в арктическом регионе повышают вероятность просчета.
Одни из таких противоречий, это периодические заявления России о том, что некоторые из морей, прилегающих к ее сухопутным границам, являются «внутренними морями» или «историческими суверенными водами», создавая ограничения на морские передвижения иностранных судов. Эти заявления пока не решены, и решительно оспариваются как США, так и Японией. Это лишь один из множества камней преткновения в этом регионе, который в будущем может серьезно разрастись.
Читайте также
Последние новости