«СТ» продолжает публиковать доклады победителей первых городских детских краеведческих чтений. Сегодня в рубрике доклад ученицы сургутского колледжа русской культуры им. А. С. Знаменского Анны Нуянзиной. В сентябре Анна пойдет в десятый класс. Она увлекается музыкой и фотографией, любит читать и играть на музыкальных инструментах. Допускает, что в будущем станет писателем или журналистом. Тема доклада Анны довольно интересная – посредством анализа текстов известного сургутского учителя Аркадия Степановича Знаменского она раскрывает его философские размышления.
Биография
Аркадий Знаменский родился 3 марта 1898 года в Тобольске в семье сибирских просветителей и деятелей культуры. Династия Знаменских известна с первой половины ХIХ века на территории Западной Сибири. Дед по отцу – Илья Яковлевич Знаменский – чиновник, какое-то время был столоначальником в Тобольске, секретарем Курганского земского суда, работал в Красноярске, Томске.
Более известен младший брат деда – Степан Яковлевич Знаменский – молодой священник, служил в местах поселения декабристов, со многими из них был близок по нравственным убеждениям. Степан Яковлевич дружил с Фонвизиным, Пущиным, Оболепским, Муравьевым-Апостолом и другими декабристами.
Отец Аркадия Знаменского – Степан Ильич долгое время был акцизным чиновником (собирал налоги). Объехал всю Сибирь, овдовел, в преклонном возрасте женился на Августе Федоровне Шмурыгиной и поселился в Тобольске. В семье родителей Аркадия Знаменского было семеро детей. В 1909 году Аркадий Знаменский окончил трехклассный курс приходского училища Тобольска и был зачислен в гимназию на государственную стипендию. После окончания гимназии в 1918 году он давал частные уроки по математике.
С приходом советской власти в Тобольске он работал в реорганизованной школе второй ступени в качестве преподавателя физики, затем перешел на работу заведующим детским домом № 2. В 1921 году Тобольский отдел народного образования предложил Знаменскому самому выбрать место будущего учительства. Он выбрал Сургут. Этот выбор не был случайностью: еще мальчишкой в гимназии он учился вместе с сыном тамошнего исправника Пирожникова. В сентябре 1921 года Аркадий Знаменский с молодой женой Анной Андреевной поселился в Сургуте и работал в качестве преподавателя математики и физики. Ему приходилось вести черчение, химию и другие предметы – даже класс фортепиано, занимался краеведением. При содействии Аркадия Знаменского в Сургуте вновь начинает функционировать музыкальная школа. За многолетний педагогический труд по воспитанию подрастающего поколения Знаменский в 1949 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями. Аркадий Степанович прожил 84 года. Из них – 60 лет на сургутской земле, посвятив все силы своей души школе и ученикам.
Записи
Философские тексты относятся к научному стилю речи, а если быть более точными, то к научно-популярному. Основная задача, стоящая перед автором такого текста – удержание внимания читателя. И хотя тексты Аркадия Знаменского носят монологический, дневниковый характер, он отмечал: «Пишу себе и посвящаю сам себе» – его природная человеческая тяга к общению отражается в яркой, привлекающей внимание образности текстов.
Из более чем 20 школьных тетрадей, исписанных аккуратным убористым почерком, получилась книга «Летающие мысли». Это собрание заметок, большею частью коротких и не выстроенных в систему. Аркадий Знаменский на самом деле считал, что все эти мысли только записаны им и не родились в его сознании, а пришли извне, и если бы он не сделал немедленного усилия для их фиксации, они так же легко могли безвозвратно «улететь». Мысли никак не сгруппированы, не классифицированы. Многие из них оканчиваются многоточием, может быть, когда к учителю прилетал очередной «кусочек» мысли, он дописывал его.
Наверняка Аркадий Знаменский не считал себя философом, однако те тексты, которые вошли в сборник «Тропа жизни учителя Знаменского», автором-составителем которого стал ученик Аркадия Степановича Валерий Белобородов, можно смело назвать философскими. Во-первых, они заставляют задуматься над извечными вопросами. Во-вторых, соответствуют правилам создания философского текста. Аркадий Знаменский вряд ли догадывался, что его тетради издадут и сделают доступными, что каждый сможет «пообщаться» с ним через расстояния времен.
Некоторые отрывки из «Летающих мыслей» являют собой восхищение прекрасным: природой, литературой, музыкой. Другие – неожиданно пришедший вопрос, озадачивший его. Есть и такие – крик одинокого человека, осознавшего какую-то ужасную истину, разочаровавшегося в своих убеждениях, который некому адресовать, лишь тетради.
Основное содержание «Летающих мыслей» – этическое. Для себя автор избирает общечеловеческие ценности, выраженные в христианских заповедях. Это не дневник. Почти нет ничего автобиографического: дат, фамилий, упоминаний о местностях, каких-либо бытовых подробностей. Это и не трактат, не исследование.
Аркадий Степанович ничего не выстраивал, не компоновал и не отделывал – форма сведена к минимуму, к простейшему состоянию. Отсутствует членение отдельной мысли на абзацы, отчего усиливается впечатление целостного, непрерывного потока мыслей, свойственного конкретному человеку. Тексты Аркадия Знаменского наряду с научной лексикой и терминологий характеризуются большим количеством средств выразительности, которые не свойственны научному тексту, художественному стилю, публицистическому стилю. Таким образом, можно утверждать, что тексты Аркадия Степановича нельзя отнести к одному функциональному стилю.
Почти в каждой заметке Аркадия Степановича слышится интонация, часто она учительская – даже ясно представляется урок. Обычны длинные перечисления, ряды эпитетов и вообще лексическая избыточность, обилие слов-гибридов: зловолие, тайночувствие, делотворение, суммословие, жизненаполненный и других.
«Летающие мысли» – это памятник индивидуального сознания. Их автор совершил подвиг духа, решил задачу самостроительства, самосозидания, выработал собственный взгляд на природу и общество.
Читайте также
Последние новости