С мая этого года столичные загсы перестали оказывать молодоженам коммерческие услуги — фото- и видеосъемку, фуршеты, живую музыку.«Московский комсомолец» решил выяснить, как эти нововведения повлияли на торжественные церемонии сейчас, когда в Москве начался высокий сезон свадеб.
фото: Евгений Семенов
Осыпания лепестками роз весьма романтичны и красивы, но кто будет убирать потом?
Никому не нужны парадные снимки
Фотограф Евгений Петренко страшно рад тому, что конкурентов в загсах больше нет: «Говоря по совести, все эти услуги просто навязывались молодоженам. Обычно у пары, которая готовится сочетаться браком, всегда есть свой проверенный фотограф. Но в загсе всегда при этом снимал свой, в итоге два фотографа просто мешали друг другу. Более того, загсовские «профессионалы» шли на хитрости: повесят свои вспышки по периметру зала для бракосочетаний, и у приглашенного фотографа в итоге все снимки пересвеченные. И приходится молодым потом выкупать фотографии у того, что из загса. Также раздражала и сляпанная тут же на колене сувенирка с фотографиями молодоженов. Делалось на принтере это все очень быстро, минут за 10, только успели выйти на крыльцо, а тут гостей уже обходит девушка с подносиком и предлагает магнитики по 100–200 рублей. Справедливости ради, к молодоженам, как правило, они не лезли, а гости, особенно те, что постарше, раскупали охотно — себе на память».
Евгений считает, что все услуги, которые предоставляли ИП при загсах, были крайне низкого качества, будь то фото, фуршет или музыканты. К тому же все это отставало от свадебных тенденций лет на 10:
— Сегодня никому уже не нужны скучные парадные снимки. Гораздо интересней веселая репортажная съемка, когда удается подловить какие-то символичные моменты. Что же касается музыки, то она почти всегда страдали из-за плохой акустики.
Несмотря на законодательный запрет, Евгений все еще встречает в загсах «ипэшников», которые пытаются продать свои услуги.
— По-человечески, конечно, понимаю их. Люди лишились заработков накануне сезона. Многие вложились в новое оборудование, хотят отбить расходы. Но все-таки теперь это нарушение закона!
Свадебный организатор Ольга Маранди поддерживает и другие запреты в загсах: «Сейчас пошла совершенно неуместная мода приносить на торжества животных — собак, кроликов, птиц. Это и на банкете смотрится странно, а уж в загсе и говорить нечего. А наши деревенские традиции вроде обсыпания молодых рисом, конфетками, монетками и битья бокалов в лучшем случае испортят прическу невесте и ее подружкам, а в худшем могут быть травмоопасны — когда предметы попадают в глаз и вместо банкета молодежные едут в травмпункт. К тому же в популярные дни в загсе идет одна церемония за другой — убирать весь этот мусор с крыльца уборщицы не успевают. Вообще молодожены все чаще разделяют роспись и свадьбу. В загс ходят с родителями и после отмечают скромно и узким кругом, а на свадьбе делают постановочную выездную регистрацию.
Возле загсов часто собираются компании бомжей и попрошаек. Когда москвичка Татьяна с женихом регистрировала брак, все было как положено и с размахом — с кучей фотографов, живой музыкой, лепестками роз на крыльце. Однако церемонию испортила одна дама без определенного места жительства.
— В загсе все прошло безупречно, и мы вышли всей компанией на крыльцо, чтобы распить еще бутылочку шампанского и разбить на счастье хрустальные бокалы. Открываем тяжелые двери, на нас сыплются лепестки роз, рис, монетки, конфеты, все смеются, вроде бы все прекрасно, но тут мне в нос шибануло неприятным запахом. Ничего не понимаю, кручу головой, вижу, что к нашей компании пристроилась натуральная бомжиха. И не просто пристроилась, а прямо пытается прорваться поближе ко мне и моему мужу, а наши гости как-то ее хотят оттеснить, но боятся трогать, так как она вся грязная и вонючая. Признаюсь, я даже немного испугалась.
Леди-бомж то ли успела отпраздновать с прошлой свадьбой, то ли не просыхала с вечера, но на все увещевания родни только отвечала невнятное «му-у-у» и упорно пристраивалась к молодым. Находчивая тетка невесты позвала незваную гостью выпить шампанского за здоровье молодых и аккуратно попыталась увести ее за угол дома. Та охотно последовала за ней. Однако через пять минут вернулась. Дама не отказалась ни от выпивки, ни от закуски, однако, проглотив все залпом, вновь побежала на крыльцо, где как раз молодожены и свидетели начали фотографироваться, и все норовила влезть в кадр. Заметно нервничающие родители жениха побежали назад, в загс, просить помощи у сотрудников.
— А что мы можем сделать? — удивились те. — У нас тут постоянно бомжи и попрошайки пасутся по выходным. Знают, что в эти дни самые богатые свадьбы, вот и приходят. Собирают монетки, конфеты. Бывает, кто-то из гостей им еще денежку сунет. Запретить кому-то стоять у загса мы не можем. Полиция тоже. Дайте ей рублей сто и попросите уйти по-хорошему.
Однако деньги уже не помогали, женщина вошла в раж и собирать кутить по полной. Пришлось бросить затею с фотосессией и отправляться праздновать: «Сделаем красивые снимки у ресторана, здесь уже все равно ничего не выйдет».
— Все расселись по машинам и поехали в ресторан. Я была расстроена, не плакала только потому, что боялась за макияж, — вспоминает Татьяна. — А эта бомжиха как ни в чем не бывало осталась поджидать следующую свадьбу.
фото: Евгений Семенов
В прибрежной зоне на свадьбе вероятны незваные гости.
Тамада получил отставку
Несмотря на то что на Руси всегда праздновали пышные свадьбы со множеством обрядов, свадебная индустрия начала появляться лишь недавно. Свадебный ведущий Георгий Царьков считает, что бум пришелся примерно на 2011 год.
— Появилось много агентств, организаторов, ведущих и декораторов. Можно сказать, что праздновать свадьбы стало модно. Кроме того, сложилась масса новых традиций. Конечно, главную роль играет то, в каком ценовом диапазоне играется свадьба — эконом, средний, VIP или лакшери-вариант.
Сегодня любые изменения модно связывать с кризисом. Однако все люди, имеющие отношения к свадебной индустрии, отмечают: внутри сегментов ничего не изменилось, меняются лишь детали, но люди по-прежнему, независимо от уровня дохода, хотят отмечать свадьбы с размахом и даже берут на них кредиты.
Зато из всех сегментов ушло понятие «тамада» — его прочно и, кажется, надолго вытеснил свадебный ведущий. Георгий Царьков рассказывает: «Свадебный ведущий в отличие от тамады не переключает внимание на себя. Тамада говорит красивые тосты и пьет сам. Ведущие на свадьбах никогда не пьют и не говорят тосты, но при этом мотивируют гостей это делать».
Свадебная ведущая Лиана Катамадзе поясняет: «Классический тамада в Грузии (откуда и пошло это слово) — это человек, который знает много историй, связанных именно с этой семьей, много тостов на тему мероприятия, опять же связанных с конкретной семьей. В наше время это утратило такой смысл, ведущий, человек незнакомый, но может говорить на любую тему и сколько угодно, иногда даже не вкладывая в слова большого смысла. Тамада более включен в процесс, ведущий более отстранен, тамада — центровой персонаж на свадьбе, а задача ведущего переключать внимание на гостей».
Еще одна ушедшая традиция — катание по памятным местам. Увы, с ней пришлось распрощаться из-за жутких московских пробок. А ведь раньше новобрачные обязательно ездили возложить цветы к Вечному огню или Могиле Неизвестного Солдата.
— Эта красивая традиция родилась после войны, примерно в 1950-е. В Москве ездили еще к «ежикам» в Химки — туда, где стоят противотанковые «ежи», — объясняет Георгий Царьков. — Но, во-первых, в последнее время ее опошлили, когда стали около памятных мест пить и бить бокалы. Во-вторых, по жаре и пробкам реально сложно все это объезжать. Другое дело, если свадьба празднуется не в Москве, а в небольшом подмосковном городке. А там лишь пара старинных зданий и площадь с Вечным огнем — тогда свадьба вполне может туда прогуляться.
Этим летом свадьбы в Москве полюбили праздновать у воды в шатрах. Однако по закону прибрежная зона принадлежит всем отдыхающим. Это тоже приводит к казусам на свадьбах. Москвич Сергей рассказывает, как дрался на своей свадьбе с незваным гостем:
— Никаких долгих церемоний в загсе мы с моей будущей женой не хотели, сразу настраивались на отдых у воды. Нашли хороший ресторан с площадкой возле водохранилища, все было красиво — веранда в цветах, нарядные гости. И вдруг посреди этого великолепия я вижу чьи-то голые волосатые ноги и ничего не понимаю: кто это? Стоит мужик в шортах цветастых, рубашка расстегнута, шлепанцы, в руках бокал шампанского. Точно не гость, вроде не обслуживающий персонал. Только хотел спросить его: «Мужик, ты кто?» — как невеста зовет меня танцевать. У нас был такой специальный номер, наш подарок гостям, — страстное танго. Мы несколько месяцев готовились с хореографами. Я подумал: «Ладно, с мужиком потом разберемся, сначала танец». Танцуем, все хлопают, кричат. А мужик так спокойно отставляет в сторону бокальчик и снимает нас на смартфон. Ну вот этого еще не хватало, чтобы мы потом с женой себя на Ютьюбе нашли! Я, конечно, не стерпел и набросился на него.
Невеста подняла крик, жених рычит, незваный гость уже через минуту уложен лицом в песок, однако отказывается отдать телефон и стереть запись. Родители невесты зовут охрану ресторана. Те в отказ: «А что мы можем сделать? Тут рядом общественный пляж, отдыхающие иногда заходят на свадьбы поглазеть. Детям, бывает, гости конфеты суют — хорошая примета, говорят. Так что решайте с мужиком сами, а то, не дай бог, полицию вызовет и заявит, что его избили и обокрали».
— Ну, я понял, что теперь как главе семьи мне придется самому разруливать ситуацию, — вспоминает Сергей. — Взял водки, две рюмки, отвел мужика в сторонку, поговорили, выпили, он при мне все записи удалил и ушел спокойно. Свадьба продолжилась, но вот танго страсти мы с женой больше не танцевали. Не нужны нам такие страсти.
фото: Евгений Семенов
Лучший подарок на свадьбу — деньги.
Как заработать и сэкономить на свадьбе
Русские люди любят гулять с размахом, однако пока торжество еще планируется, то часто приходят от ценника в ужас. Организаторы и ведущие всегда готовы посоветовать, на чем можно сэкономить.
С развитием соцсетей главной задачей каждого стали красивые фотографии. Для «картинки» Ольга Маранди рекомендует выбирать хорошую локацию самого торжества:
— Колесить в поисках красивых мест по Москве и Подмосковью очень затратно. Поэтому лучше все делать в одном месте. Сегодня уже уходят в прошлое цветочные арки, и уже ушло обилие шариков — это выглядит слишком по-детски. Зато на праздники оформляется одна или несколько фотозон — там могут быть задник, композиция из больших шаров (более 50 см в диаметре), колонны, цветочные композиции. Очень четко выверяются цвета и их сочетания. Для оформления я бы порекомендовала зефирные оттенки — они придадут фотографиям легкость.
Вышел из моды и дорогущий многоярусный свадебный торт. Пару лет назад вместо него было модно подавать на десерт капкейки, а сегодня опять вернулись тортики, однако в новом виде: сейчас бум на муссовые изделия, которые могут быть с зеркальным или велюровым верхом. Правда, у них есть недостаток — на жаре быстро тают. Кроме того, в моде торты, как бы разобранные на ярусы, и каждый украшен ягодной горкой.
Георгий Царьков предлагает молодым во избежание лишних трат отказаться от брачной ночи в отеле люкс:
— Все равно никто на моей памяти не использовал шикарное ложе по назначению. Молодые либо допивают, либо спят, либо считают деньги.
А если снимать номер в отеле, то накануне свадьбы утро невесты очень важно снять на фото и видео: современные свадьбы не обходятся без такой съемки, это красивые кадры. Эти моменты всегда интересно пересмотреть, прочувствовать. Интересно также запечатлеть работу стилиста или барбершопера.
Кстати, о деньгах. Однозначно приличным подарком на свадьбу сегодня считается конверт с купюрами. Сервизы, одеяла и холодильники — все это в прошлом. Более того, некоторые молодожены напрямую просят ведущих помочь развести гостей на деньги, дабы отбить затраты на свадьбу.
— Существует масса конкурсов, где гостям предлагают раскошелиться, — рассказывает Георгий. — Самый известный и популярный — сбор на ползунки. Когда берут голубые и розовые и предлагают гостям рублем голосовать — кто родится первый, девочка или мальчик. Все, что собрали, отдают молодоженам. Бывало, что после свадеб молодые мне радостно сообщали, что даже заработали на свадьбе — брали кредит на 100 тысяч, а им подарили 150.
Но на межнациональных свадьбах могут случиться и казусы с деньгами.
— Мой муж Гриша грузин, — рассказывает москвичка Виктория. — Семья его всю жизнь жила в Москве, меня хорошо приняли у него дома, никакого подвоха я не ожидала. Тем более и русские, и грузины любят погулять на свадьбе. Вдруг в самом разгаре празднования его мама Тамара Георгиевна усаживается за маленький столик, достает какой-то гроссбух и готовится что-то записывать. Я ничего не понимаю. Мне родственники мужа объясняют, что у них так принято: сейчас гости будут вручать конверты, а свекровь будет записывать, кто сколько подарил. У них так принято делать на свадьбе старшего сына. Если какие-то гости мало дали, то потом на свадьбы других детей семья их уже не зовет. У меня глаза на лоб. Может, у грузин так и принято, но среди гостей масса русских — моя родня, мои подружки, коллеги мои и мужа, даже сокурсников позвали. Я, разумеется, ни в какую не соглашаюсь на это. Муж мечется между мной и мамой, увел нас в отдельную комнату, чтобы гости не слушали скандал. Она стоит на своем — положено записать, я кричу, что сейчас уйду со свадьбы, если такой позор будет. Я что, ради подарков замуж выхожу, что ли?
Ситуацию спасла подружка невесты Ляйсан. Она объяснила свекрови, что у татар обычаи на свадьбе похожи: там из вручения подарков делают целое шоу. Ведущий свадьбы обязательно вскрывает конверты, объявляет, от кого они, и отпускает шуточки типа: «А вот столько подарили Ринат и Марьям. Они могут себе позволить, недавно получили наследство, а это от Марата и Регины, они сами недавно поженились, поэтому их вклад в ваш бюджет скромный». И все смеются. Однако на свадьбе Ляйсан русские гости не оценили национальный юмор и со скандалом покинули свадьбу. Совместными усилиями девушки убедили свекровь не портить отношения с новой родней и коллегами. Молодые просто передавали все конверты маме, а подсчет она уже вела после торжества. Тамара Георгиевна в итоге все равно осталась недовольна суммой подаренного.
— В Грузии принято дарить не менее 10 тысяч рублей на свадьбу, а если приходят 300 человек гостей, то молодые потом могут сразу купить дом или хорошую машину, — объяснила она. — А в Москве и дарят меньше, и приходит не больше ста человек. Разве это свадьба, разве это подарки?
КАК У НИХ
Экономсвадьба обходится в 250–500 тысяч. Около 20 тысяч при этом составляют затраты на ведущего и диджея.
Средний уровень — от 500 до 5 миллионов, затраты на ведущего и диджея — от 80 тыс
VIP уровень — от 5 до 10 миллионов, ведущим выплачивается солидный гонорар (от 150 тысяч рублей).
Лакшери-свадьба — ценник уходит в облака.
Читайте также
Последние новости