С тех пор как Министерство обороны опубликовало предварительные выводы рабочей группы по неопознанным воздушным явлениям (НВЯ), такие организации как НАСА и проект Galileo во главе с гарвардским астрофизиком, присоединились к научным усилиям по объяснению фактов столкновения с НВЯ, о которых все чаще сообщают как военные, так и гражданские пилоты.
А теперь крупнейшая в мире ассоциация авиакосмических инженеров, Американский институт аэронавтики и астронавтики (AIAA), насчитывающий около 30 тысяч специалистов, заявил о своей готовности исследовать неопознанные воздушные явления.
В отличие от Министерства обороны, которое интересуют прежде всего угрозы национальной безопасности, а также НАСА и Galileo, руководствующихся научными соображениями, коллегия экспертов, состоявшаяся 6 августа во время ежегодного съезда AIAA, была посвящена более прозаической проблеме: безопасности экипажей и пассажиров.
Один из участников дискуссии, бывший пилот ВМС США Райан Грейвс, непосредственный свидетель НВЯ, сказал: «Как вы все знаете, мы летаем среди этих объектов со скоростью в несколько сотен миль в час с людьми на борту. Честно говоря, это лишь вопрос времени, когда произойдет первое столкновение. Я удивлен, что этого до сих пор не случилось».
Доктор Рави Коппарапу, научный сотрудник Центра космических полетов имени Годдарда (НАСА) подчеркнул, что в ходе исследований НВЯ необходимо придерживаться проверяемых математических принципов, и несколько раз заявил, что его не интересуют объяснения, основанные на «экзотической физике».
Вслед за ним выступил доктор Кевин Кнут, профессор физики университета штата Нью-Йорк (SUNY) в Олбани. Его доклад касался возможных физических объяснений необычных характеристик полета, описанных наблюдателями НВЯ, начиная с сороковых годов. Как и предшественник, профессор сосредоточился на усилиях, предпринятых учеными для объяснения сообщений, поступавших от военных и гражданских пилотов. Он предложил меры, которые необходимо принять в будущем, чтобы избавиться от стигмы, связанной с темой НЛО.
Питер Реали, инженер-электрик и директор правления Научной коалиции исследований НВЯ (SCU), сосредоточил внимание на инциденте с американским кораблем Nimitz в 2004 году. Его выступление было в основном посвящено науке и содержало ряд расчетов, касающихся не поддающегося физическому объяснению движения летательного аппарата, а также последствия для окружающей среды, которые должно было бы вызвать такое движение.
Директор по исследованиям в Национальном центре авиационной отчетности об аномальных явлениях (NARCAP) Тед Роу дал более обширный анализ этого феномена. Он также рассказал о светящейся сфере, которую лично видел с близкого расстояния, когда посещал место, где, как ему говорили, другие люди наблюдали подобные вещи. Еще один особенно интересный момент наступил, когда Роу сообщил, что во всех 57 случаях, зарегистрированных в его организации, когда электромагнитные эффекты были связаны с наблюдением НВЯ, все летательные аппараты описаны одинаково, как шары света.
В ответ на вопрос другого участника дискуссии, Роу обратился к историческим сообщениям об авариях, возможно, вызванных столкновением с «летающими тарелками». Он пришел к выводу, что существует множество подобных сообщений, но ни в одном из них нет достаточного количества данных или независимого подтверждения, чтобы их можно было принять за достоверный факт.
Филипп Айлерис, в прошлом на протяжении многих лет внутренний контролер проектов Европейского космического агентства (ЕКА), выступил последним, предложив исследователям изучить существующие обширные базы данных спутниковых изображений для поиска НВЯ, чтобы избежать ненужных затрат на оборудование. Когда его спросили, поддерживает ли он усилия по переориентации некоторых спутников на поиск НВЯ, он ответил, что в настоящее время имеется более чем достаточно высококачественных данных для проведения тщательного расследования, и в переориентации спутников нет никакой необходимости.
В ответ на вопрос об идее запуска специального спутника для поиска НВЯ, Айлерис настоял на простом подходе: «Я не вижу целесообразности в создании отдельной системы обнаружения». В заключение руководитель проекта ЕКА перечислил несколько спутниковых архивов, которые, по его словам, располагают обширными базами данных и изображениями участков земной атмосферы с высоким разрешением, которые готовы для научного анализа.
Заключительная презентация вновь выпала на долю Грейвса, который был избран своими коллегами для выступления от имени группы. В этом качестве он представлял ассоциацию AIAA и тысячи ее членов, у которых будет возможность посмотреть заседание в записи. Во-первых, Грейвс объяснил, что в отчете разведки ВМС указано, что некоторые НВЯ, несомненно, являются реальными объектами. Научное исследование этих явлений не должно подвергаться стигматизации. Он заявил о необходимости создания группы экспертов по различным дисциплинам для определения оптимальных методов и инструментов сбора данных.
Во-вторых, он предложил создать группу гражданских ученых, которые отбирали бы несекретные данные для информирования общественности. Эта группа должна обеспечивать доступность любых научных данных или открытий для экспертизы.
Хотя это и не вошло в окончательные рекомендации ассоциации, группа обсудила также плюсы и минусы включения уфологов в любые будущие усилия. Большинство участников выразили озабоченность проблемой стигматизации, однако все они согласились с тем, что в любом научном исследовании стандартной практикой является предварительное изучение исторического контекста явления, прежде чем фактически начать научные наблюдения.
«Я понимаю, что ученые не хотят быть замешаны в этом, – отметил доктор Кнут во время заключительного краткого обмена мнениями. – Но проблема в том, что сами же ученые и виноваты в том, что не касались данной темы на протяжении 75 лет, оставив вакуум для псевдонауки. Поэтому, на данный момент единственные люди, которые хоть что-то знают об НВЯ – это уфологи, которые изучали псевдонауку». Многие участники дискуссии и присутствующие слушатели, судя по всему, согласились с тем, что наличие по меньшей мере одного или двух избранных «экспертов по НЛО» в команде, вероятно, принесет значительно больше пользы, чем вреда.
Все мероприятие прошло так, как и ожидалось: трезвая и рациональная дискуссия ученых и инженеров, а также один выдающийся пилот, сосредоточившийся на нескольких ключевых компонентах. НВЯ – проблема безопасности, поэтому необходимо все больше и больше данных, чтобы понять, что происходит на самом деле. Чтобы этого достичь, помимо прочего, особенно важна атмосфера, свободная от стигматизации.
Самым большим сюрпризом было то, насколько обыденной и серьезной была эта дискуссия, похожая на любую другую техническую сессию AIAA. В другое время крупнейшая в мире ассоциация авиакосмических инженеров почти наверняка попала бы в заголовки газет, многие из которых просто воспользовались бы возможностью в очередной раз высмеять дискуссию об НЛО.
Однако, сегодня, когда Министерство обороны, НАСА и действующий профессор Гарварда присоединяются к попыткам понять многочисленные сообщения о летающих объектах в нашем небе, движение которых не поддается общепринятым научным объяснениям, эта коллегия экспертов была одновременно острой и «нормальной». Поэтому неудивительно, что пилот Грейвс наилучшим образом резюмировал цели группы.
«Мы все хотели бы увидеть реальность, в которой над этой проблемой работают все, – сказал он перед закрытием. – И когда делается вывод, он делается в рецензируемой форме и сопровождается экспертизой коллег. И так должно быть не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире».
Читайте также
Последние новости