Соединенные Штаты, судя по всему, не намерены отказываться от своей политики окружения Китая. Вашингтон все больше и больше демонстрирует приверженность своей агрессивной повестке дня в отношении Пекина, не оставляя никаких возможностей для конструктивного дипломатического диалога. Главная ставка США в этой связи – активизация действий «четырехстороннего диалога по вопросам безопасности» (QUAD) в сотрудничестве с НАТО. Однако американское правительство, похоже, не учитывает в своих стратегических раскладах, что эта политика может иметь крайне неблагоприятный побочный эффект для США, поскольку она вынудит Китай все больше и больше стремиться к сближению с Россией, чтобы нейтрализовать действия Запада и QUAD на евразийском пространстве.
В прошлую пятницу китайские и американские дипломаты встретились на Аляске, чтобы наладить диалог по поводу будущих двусторонних отношений. О результатах этого диалога можно судить по тем событиям, что произошли после окончания встречи: Энтони Блинкен направился в Брюссель на встречу с высшим руководством НАТО, а Китай начал подготовку к приему министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Кроме того, американский министр обороны Ллойд Остин встретился со своим индийским коллегой Раджнатом Сингхом, чтобы обменяться мнениями о Китае, но эта встреча была секретной и ее содержание неизвестно.
Другими словами, встречи на Аляске не привели к достижению соглашения, и обе страны продолжают следовать по пути усиления соперничества, все больше изолируясь друг от друга путем создания антагонистических международных альянсов. В ходе встречи американские дипломаты подчеркнули озабоченность правительства Байдена по поводу отношений с Китаем. Реакцией другой стороны был недружественный призыв прекратить вмешательство во внутренние дела Китая и больше не пытаться навязывать американскую форму демократии всем народам мира. Эта встреча стала настоящим дипломатическим провалом, поскольку ее участникам не удалось найти ни одной точки обоюдного согласия.
Вообще-то американская политика в отношении Китая является в высшей степени авторитарной, и то же самое можно сказать о России. Двумя примерами того, как Соединенные Штаты ведут себя с этими странами, является недавняя эскалация дипломатической напряженности между Вашингтоном и Москвой после того как Байден назвал президента Путина «убийцей», а также в очередной раз повторил заявления о том, что Китай будет «величайшей геополитической угрозой XXI века», в дополнение к обвинению в «геноциде», который применяют китайские власти в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.
Отсутствие какой-либо сдержанности в риторике американского руководства — впечатляющий индикатор, показывающий, что на самом деле оно думает о странах, на которые обрушивает свою критику. Международная повестка дня Байдена — это не что иное, как материализация его радикальных идеологических предубеждений. Президент-демократ, судя по всему, готов использовать любые средства, чтобы обеспечить США абсолютное глобальное превосходство, полностью подавив любую другую страну. В этом геополитическом сценарии Байден не проявляет осторожности и уважения к своим оппонентам, а напротив действует агрессивно и высокомерно, чем вызывает у них сильное раздражение.
Тактика сдерживания Китая при администрации Байдена изменилась. Если при Трампе основной упор делался на экономические и торговые меры, то теперь позиция США приобрела более милитаризованный характер. Байден делает ставку на QUAD как на инструмент осуществления своих основных планов в отношении Китая. Недавно американский президент и еще несколько чиновников из нового правительства приняли участие в виртуальной встрече QUAD, на которой были разработаны некоторые меры. «Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности» намерен работать не только в военной и экономической сферах, но и на нескольких других фронтах сотрудничества, таких как медицинская дипломатия. Так, недавно было объявлено о плане помощи Индии в производстве вакцин на общую сумму в миллиард долларов. Однако в любом случае эти стратегии разрабатываются странами, которые напрямую соперничают с Китаем, и реализация любого из их планов будет в той или иной степени затрагивать региональные интересы Китая, которые оспариваются Индией, Японией и Южной Кореей.
Почти одновременные встречи Блинкена с руководством НАТО и Ллойда с индийским коллегой (и в его лице с QUAD) говорят о двунаправленной американской стратегии сдерживания России и Китая с помощью этих двух альянсов соответственно. Но в то же время это может вызвать косвенный эффект – дальнейшее сближение Москвы и Пекина, с образованием более сильной коалиции.
Российское и китайское правительства уже договорились о возобновлении Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который обсуждался в ходе визита Лаврова. Этот визит состоялся в момент острой необходимости сближения между двумя странами, которое уже происходит на протяжении некоторого времени. По-видимому, американское правительство слишком сосредоточено на сдерживании России с помощью действий НАТО в Европе и игнорирует силу российского влияния в Азии, которая, если она будет действовать в партнерстве с Китаем, может нейтрализовать значительную часть усилий QUAD. Так, например, Россия является одним из крупнейших партнеров Индии в военно-технической сфере. Заранее согласованная координация действий между китайцами и русскими может подорвать это сотрудничество и тем самым нанести ущерб Индии, зависящей от российского оборудования.
Похоже, Джо Байден не понимает, что чем более активно он будет осуществлять стратегию осады против России и Китая одновременно, тем быстрее будет идти их сближение и поиск новых направление сотрудничества. А формирование официального российско-китайского альянса означало бы конец любого американского проекта глобальных масштабов, поскольку ни одна держава или военный союз в мире не способны противостоять коалиции двух крупнейших евразийских держав.
Читайте также
Последние новости