Сто лет назад власть в России захватили коммунисты, и это ознаменовало неизгладимый перелом в ее истории – переход от царской империи к Советскому Союзу. СССР представлял угрозу не только для всего свободного мира, но и для собственных народов. Несмотря на то, что более четверти века назад он распался и Россия стала независимой страной, многие в Вашингтоне до сих пор не могут позволить себе даже вообразить, не говоря уж о том, чтобы провозгласить, политику продуктивного сотрудничества с Россией.
До 1917 года Россия была единственной крупной державой в мире, с которой у США не было ни войны, ни серьезного дипломатического конфликта. Она даже поддерживала и защищала Америку во время самых определяющих и опасных событий ее истории – американской революции и гражданской войны. В свое время президент США Джефферсон провозгласил: «Россия является по отношению к нам наиболее дружественной державой на Земле», а государственный секретарь президента Линколькна говорил, что «Россия может всегда рассчитывать на нашу дружбу, и в этом у нее есть приоритет перед любой другой европейской державой». Несмотря на конституционные различия между российской монархией и американской демократией, отношения между двумя странами прекрасно развивались.
В нашем нынешнем политическом климате противостояния каждая из стран обвиняет другую во вмешательстве во внутренние и международные дела. Противозаконная деятельность иностранной державы является, безусловно, неприемлемой, но не следует ли стремиться к разумному компромиссу с Россией ради национальных интересов Америки? Между тем, непрекращающиеся санкции против России заставили ее пойти на сближение с Китаем, отдалившись от Соединенных Штатов. Продолжающаяся враждебность лишь увеличивает шансы на прямую конфронтацию, будь то политическая, экономическая, кибернетическая или ядерная. Пожалуй, в долгосрочной перспективе ставка Америки в подобных сценариях более высока, чем России.
Обращаясь в своем выступлении к судьбе отношений Вашингтона и Москвы, представитель Белого дома Сара Сандерс высказала свое мнение: «Я думаю, что здесь многое зависит от России». Однако, Россия уже сделала предложение, касающееся партнерства с Америкой в сфере бизнеса, борьбы с терроризмом и формирования архитектуры европейской безопасности.
Несмотря на нынешние потрясения, теперь именно Соединенные Штаты должны восстановить прежнее взаимное уважение и напомнить Москве о ее предложениях. Почему? Потому что история учит, а прагматизм просто диктует, что конструктивное сотрудничество с Россией наилучшим образом отвечает интересам Америки.
По мере того, как Российская Федерация избавляется от советского наследия, Вашингтон также должен очиститься от предвзятого отношения к Москве. Настало время отказаться от устаревшей парадигмы холодной войны во внешней политике Соединенных Штатов и переосмыслить деловые отношения с Россией.
Возникновение советского коммунистического режима в России привело к огромным социальным бедствиям. Этот криминальный режим, созданный Владимиром Лениным, отказался от моральных принципов, основав новую державу на костях более 60 миллионов представителей собственного народа, которых он истребил на протяжении нескольких десятилетий. В эту эпоху Советы разрушили привязанность, существовавшую некогда между Америкой и Российской империей.
Распад Советского Союза в 1991 году предоставил США беспрецедентную возможность восстановить конструктивные отношения со свободной Россией, которая дистанцировалась от своего советского прошлого, восстановила традиционные ценности и жаждала сформировать прочные партнерские связи с Америкой. К сожалению, некоторые люди из вашингтонского истеблишмента стали на пути возобновления дружбы и сотрудничества. Почему так произошло?
В свою очередь, Россия попыталась активизировать взаимодействие с Соединенными Штатами. Так, в 2000 году, в первый год своего пребывания на посту главы государства, российский президент Владимир Путин предложил президенту США Биллу Клинтону идею о вступлении России в НАТО. В 2007 году Путин предложил президенту Бушу-младшему компромисс, связанный с созданием совместной системы противоракетной обороны. После избрания президентом России в 2008 году президент Медведев предложил совместную работу над несколькими ключевыми инициативами, а президент Обама заявил о своем непреклонном намерении «перезагрузить и расширить» отношения с Россией. К сожалению, предложения России не были всерьез восприняты и оценены американским истеблишментом.
После террористической атаки 11 сентября Путин стал первым из мировых лидеров, который позвонил Бушу, чтобы выразить ему свои соболезнования. Он даже «координировал со странами Центральной Азии позволение вооруженным силам США использовать военные базы бывшего Советского Союза», а также предоставлял разведданные, призванные помочь успешной американской военной кампании в Афганистане. Подобные действия были бы просто невообразимы во время холодной войны. Вашингтону следовало принимать эти жесты Москвы за чистую монету, то есть признать в них свидетельство искреннего желания России сотрудничать с США, конструктивно взаимодействовать и избавиться от советских идеологических парадигм.
Усилия России должны были стать катализатором переоценки ее потенциала в качестве стратегического партнера. Но Вашингтон не захотел воспользоваться представившейся возможностью. Вместо этого, Америка продолжала относиться к России как Советскому Союзу, то есть как к главному геополитическому врагу прошедшей эпохи. Эта неспособность отравленного холодной войной американского истеблишмента признать принципиальное отличие России от Советского Союза, подобно болезни поражает отношения между двумя странами до сих пор.
В то время как Россия унаследовала некоторые атрибуты Советского Союза, в том числе и место в Совете Безопасности ООН, мемориалы советской эпохи и память о победе в Великой отечественной войне, освободившей Европу от нацистской Германии, она резко контрастирует с коммунистическим режимом, как в дипломатическом, так и в экономическом, и даже идеологическом аспектах. Таким образом, важно признать, что Россия не является непосредственным преемником Советского Союза, и что быть русским – это совсем не то же самое, что быть советским, поскольку эти понятия воплощают два принципиально различных мировоззрения, разные ценности и традиции.
Несмотря на общий настрой американских средств массовой информации, рисующих образ России как «врага и агрессора», трезвое восприятие исторического контекста может помочь понять, что ее действия были не столько наступательными, сколько оборонительными, реакционными. Например, в отношении аннексии Крыма, критики России часто отказываются признать наличие первичного толчка, а именно февральского переворота в Киеве, который сверг законного президента Украины. Это угрожало России потерей доступа к одному из немногих тепловодных портов и черноморскому флоту, созданному еще при императрице Екатерине Великой в 1783 году. Хотя эти аспекты не обязательно воспринимать как оправдание аннексии Крыма, они все же помогают увидеть в действиях Москвы не нападение, а реакцию на политические потрясения в Киеве.
Широко освещая скандал, связанный с предполагаемым вмешательством России в президентские выборы 2016 года в Соединенных Штатах, комментаторы ни разу не упомянули о достоверно доказанном и широко документированном вмешательстве США во внутренние дела России. Журнал Time увековечил один из актов такого вмешательства на обложке номера от 15 июля 1996 года, где изображен мультипликационный персонаж – тогдашний президент России Борис Ельцин, размахивающий американским флагом. Подпись к картинке гласит: «Янки идут на помощь: тайная история о том, как американские советники помогли Ельцину выиграть выборы». Исторический контекст, разумеется, не может служить оправданием для недавнего вмешательства в предвыборный процесс в США, но он помогает увидеть эти события как взаимосвязанные инциденты, а не как изолированные эпизоды.
В отношениях с Россией, многие политики и эксперты практиковали внешнюю политику, основанную на очернении, навешивании ярлыков и выдвижении необоснованных обвинений. Несмотря на наличие реальных разногласий, которые, возможно, были у них с президентом Владимиром Путиным, он опытный и популярный в своей стране лидер, и заслуживает соответствующего отношения. В 1999 году он руководил выходом страны из состояния, близкого к разрухе. Его политика чуть более чем за десять лет вывела 30 миллионов человек из-за черты бедности, увеличила ожидаемую продолжительность жизни с 65 до 71,6 лет. Россия в настоящее время является значительной экономической и геополитической силой на мировой арене. В связи с вышесказанным, логично задать вопрос: отвечает ли интересам Америки продолжение оскорблений России в духе холодной войны или все же следует перейти к деловому подходу, основанному на взаимных интересах?»
Санкции США в отношении России не возымели ожидаемого эффекта, а вместо этого нанесли серьезный вред долгосрочным экономическим интересам Америки. Санкции, введенные в 2014 году, вынудили Россию отдалиться от Запада и совершить свой «разворот к Азии». Исследование, проведенное компанией Macro-Advisory Partners, свидетельствует о восстановлении экономики России от воздействия предыдущих санкций. Ее ВВП вырос в 2017 году на 1,4 процента, а в 2018 году ожидается рост на 1,9 процента. Более тревожные для Америки оценки показывают, что объем взаимной торговли между Россией и Китаем за последние несколько лет превысил 200 миллиардов долларов. В то же время, двусторонняя торговля между США и Россией в 2016 году оценивалась всего в 20, 3 миллиарда долларов.
Поскольку санкции продемонстрировали свою нецелесообразность, возможно, прагматическое сотрудничество будет более продуктивным. В этой связи важно понять, что Америка не может вернуться к практике времен холодной войны. Она должна восстановить доверие, сформировав новые кадры дипломатов и политиков, которые стремятся к сотрудничеству и торговле, а не к конфликтам, и хорошо разбираются в современных культурных процессах в России. Почему такой подход может сработать? Многие американцы, которые приезжают в современную Россию и работают там, бывают приятно удивлены, находя гораздо больше общего с россиянами, чем предполагают старые стереотипы.
В то время как советский менталитет, разумеется, еще сохраняется, и потребуется время для его полного исчезновения, новое поколение россиян очень похоже на нас, и оно хотело бы позитивных отношений с Америкой. Я испытывал эти чувства во время встречи с президентом Дмитрием Медведевым в Москве и в Кремниевой долине в 2010 году. Во время посещения Сан-Франциско он сделал свой первый «твит», пообщался со Стивом Джобсом и встретился с предпринимателями за кофе. Этот период был, возможно, пиком российско-американских отношений в XXI веке, полным далеко идущих перспектив. К большому сожалению, старые привычки снова встали на пути – вторжения НАТО и смена режима в Ливии разрушили эту кратковременную российско-американскую разрядку и помешали получить огромные взаимовыгодные возможности.
Существует неоспоримая истина: российско-американские отношения переживут нынешних президентов. Соединенные Штаты должны рассуждать практически и проявлять дальновидность, признавая потенциал конструктивных отношений с Россией, той самой страной, которая была одной из самых надежных союзниц Америки в течение более 150 лет.
Даже в советские времена, когда существовали полярно противоположные идеологии, и с обеих сторон велась многообразная и сложная тайная война, между руководством США и СССР поддерживались открытые каналы связи, чтобы избежать взаимного гарантированного уничтожения в результате обмена ядерными ударами. В нынешнюю кибер-эпоху, эффективные переговоры, общие правила применения вооружений, а также продуктивная дипломатия, возможно, еще более важны для сохранения национальной безопасности.
Сегодняшняя Россия – это уже не Советский Союз. Соединенные Штаты могут очень многое выиграть от возобновления позитивных двусторонних отношений. Большинство молодых россиян поразительно отличаются от советских людей. Таким образом, поскольку Россия постепенно отдаляется от своего советского прошлого и возвращается к исконным традициям, более близким к классическим западным ценностям, возможно, настало время для того, чтобы американские политики и информационное сообщество пересмотрели свои подходы, политику и риторику, соответствующие доктрине холодной войны.
Нам необходимо найти способы активизации диалога, урегулирования конфликтов и расширения делового сотрудничества. В противном случае, Соединенные Штаты могут спровоцировать новые вооруженные столкновения, «потерять» в идеологическом отношении молодое поколение россиян и обрести еще одного опасного врага. Точно так же, как президенту Рейгану хватило воображения, чтобы заглянуть за пределы общепринятых стереотипов холодной войны, которые были в те времена, казалось, «высечены из камня», настало время еще раз пересмотреть российско-американские отношения, пока еще не стало слишком поздно.
Читайте также
Последние новости